Как уволиться из школы в середине года

Содержание

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Как уволиться из школы в середине года

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет).

Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор.

То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию».

Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу.

«У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя.

Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе.

Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник.

Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана.

Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго.

Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение.

Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы.

«В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель.

— К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс».

Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке.

Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Источник: https://mel.fm/uchitelya/952831-dismissal_teacher

Учитель: опять май и я опять увольняюсь из школы

Как уволиться из школы в середине года

Каждый год в мае находится достаточно учителей, говорящих: «Доработаю до отпуска и увольняюсь!»  И некоторые действительно увольняются. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не  смогла претворить его в жизнь.

“Я сейчас не готова назвать свое реальное имя и номер своей школы, потому что, несмотря на твердо принятое решение уходить, не очень верю, что у меня получится.  Поэтому выступаю под псевдонимом, чтобы коллеги потом не засмеяли.

В школе я работаю 17 лет. И после первого года работы, вот так же в мае, я решила, что нет, это не мое, надо уходить в другую какую-нибудь профессию, пока не поздно. Я тогда приняла решение отгулять отпуск, выйти и написать заявление об увольнении.

Так я видела свое будущее в мае, в июне, даже в начале июля… А вот к концу этого месяца у меня появились сомнения: все-таки работа по специальности (ведь не зря же в институте училась), все-таки я еще молода и у меня есть шанс научиться всему тому, что у меня не получалось, все-таки длинный отпуск и работа недалеко от дома. И я осталась. Про свои мысли об увольнении никому в школе не рассказала. И вот с тех пор каждый год в мае я думаю: «Ну вот в этот раз точно! Ну сколько можно?!» Так ни разу и не решилась.

Уволиться не решилась, зато вот решилась рассказать на всю страну, почему столько лет я думаю об уходе, даже бегстве из школы и почему ни разу не попробовала продвинуться дальше мыслей об этом.

Почему в школе работать невозможно

1. Запредельная нагрузка

Я – ответственный и исполнительный человек. Я не люблю халтурить. Поэтому у меня нет времени и сил ни на что, кроме работы. Да, мне повезло: у меня нет семьи. И мне не надо метаться между работой и домом, пытаясь совместить то, что в 24 часа суток никак не умещается.

Десять месяцев каждого года я почти не хожу в гости, в театры, на выставки и на концерты. Я очень мало читаю. Я не слежу за новинками в кино и в литературе. Да я практически ни за чем не слежу, я про какие-то важные новости всегда узнаю только из разговоров коллег в школе, потому что телевизор я тоже не смотрю.

У меня есть мои 28 часов нагрузки, классное руководство, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, репетиторство и тетради, тетради, тетради. Вся моя жизнь – это моя работа. Остальное – это сон, покупка продуктов, готовка и уборка раз в месяц. Годы идут и жизнь идет мимо меня.

За два месяца отпуска невозможно увидеть, услышать, узнать, прочувствовать все то, что произошло в мире за предыдущие десять месяцев.

2. Конфликты с родителями

Я не умею конфликтовать, ставить на место, адекватно реагировать на хамство и несправедливые обвинения. Для меня любой минимальный конфликт с родителем моего ученика – очень тяжелая история, которая лишает меня сна и покоя.

Особенно это тяжко дается, когда родитель не хочет или не может хоть немного дистанцироваться от своей точки зрения и услышать меня. А уж если этот конфликт приправлен хамством и грубостью, то эта ситуация становится для меня невыносимой.

Директор не устает нам говорить: «Делайте что угодно, но главное – чтобы родитель не написал наверх.

Умасливайте, объясняйте, уговаривайте, идите на компромиссы, но жалоб на нас быть не должно!» А как уговаривать и умасливать, если в школу приходит не очень трезвый папа, который ногой распахивает дверь и обращается ко мне: «Эй ты!» (да, и такое было)? 

С детьми всегда могу договориться, донести свою точку зрения, разрешить любую спорную ситуацию, а вот с родителями… Не дается мне это.

3. Необходимость быть конформистом

В школе только очень сильные и независимые натуры могут не быть конформистами и удерживаться на своем месте. Увы, я не такая. Я не могу противостоять администрации, когда категорически не согласна с каким-то ее решением или распоряжением. Я не борец. Но и роль конформиста мне дается с трудом.

Она в моем понимании не сочетается с самоуважением.

  Мне тошно от необходимости заискивать перед завучем, чтобы потом дали нужную мне нагрузку (не больше 28 часов), мне тошно от того, что я должна проводить классные часы на темы (спущенные сверху и обязательные к исполнению), которые мне неинтересны и противоречат моим принципам, мне тошно от постоянной показухи и погони за местом в рейтингах. Я этот список могу продолжать долго. И каждый раз мне приходится делать непростой выбор: прогнуться и в итоге себя презирать или  проигнорировать, а потом расхлебывать последствия? Вариант – дать бой – мной не рассматривается: не умею.  Чаще всего прогибаюсь. А потом веду сама с собой нескончаемые разговоры о совести, чести, порядочности, принципах. Они выматывают, конечно, но существенно страшнее прогибаться, подстраиваться, лицемерить и не испытывать никакого дискомфорта от этого. Я считаю, что у меня пока еще есть шанс остаться порядочным человеком.

Почему невозможно работать не в школе

1. Это моя профессия

Мне нравится моя профессия. У меня получается быть учителем. Я получаю огромное удовольствие и повод к гордости за саму себя, когда за 7 лет из несмышленого пацана, который делает по три ошибки в каждом слове, мне удается вырастить человека, получающего 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку.

 Я радуюсь, когда получается урок. И потом я долго вспоминаю каждую его минуту и придумываю, что можно было в нем изменить, чтобы эффект был больше.  Мне нравится общаться с детьми, мне с ними интересно.

  И классный руководитель я неплохой: мои первые выпускники до сих пор помнят, приходят в гости и пишут ВКонтакте.

2. А куда идти?

Я никогда не работала нигде, кроме школы. Я никогда не пробовала себя ни в чем другом. Иногда я думаю, что не знаю, что буду делать, когда все-таки уволюсь из школы. Я ничего не умею, кроме проведения уроков и проверок тетрадей. Мир очень большой, возможностей в нем много, но я не вижу таких возможностей для себя.

3. Возможность творческой самореализации

Каждый год уходя в отпуск с мыслью о будущем неизбежном увольнении, я сама не замечаю, как временами начинаю придумывать темы для проектов на будущий учебный год, подмечать где-то идеи, которые хочется претворить в школьную жизнь. В итоге к середине августа у меня же исписана половина блокнота идеями, находками, темами. Ну и куда увольняться с таким багажом и горящими глазами, когда не терпится попробовать и то, и это?

Вот так и гоняю по кругу я эти мысли в голове, то плюсы пересчитываю, то минусы. Взвешиваю, пытаюсь определить, что же важнее. И пока не могу принять какого-то окончательного решения. Наверное, так и буду каждый май планировать свой уход, а каждый август выходить из отпуска с пониманием, что никуда я из этой школы не уйду. Права ли я? Я не знаю”.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ucitel-opat-maj-i-a-opat-uvolnaus-iz-skoly

Увольнение учителей по собственному желанию

Как уволиться из школы в середине года

12.01.2021

Увольнение учителей по собственному желанию может вызвать множество вопросов, как у самих работников, так и у работодателя. Сама процедура должна осуществляться с учетом установленных на законодательном уровне норм. Любое нарушение может негативно сказаться на каждой из сторон.

Порядок увольнения

Если учитель принял решение расторгнуть трудовое соглашение с учебным учреждением, то он должен соблюсти процедуру увольнения, предусмотренную трудовым законодательством. Для этого требуется следовать следующему алгоритму:

  • уведомить директора о своем желании расторгнуть договор трудоустройства. Для этого составляется соответствующее заявление. Оно не имеет унифицированного бланка, благодаря чему человек может составить его в произвольной форме. Главное требование – соблюдение норм составления деловых документов и полное отсутствие помарок или ошибок. При их наличии документ признается недействительным. В заявлении требуется отразить просьбу об увольнении и дату расторжения трудового договора без предлога «с», то есть «… уволить 21 марта 2021 года». Документ должен быть передан на ознакомление руководителю не позднее двух недель до желаемой даты увольнения. Данный срок необходим для поиска нового работника;

Образец заявления об увольнении по собственному желанию

.

  • после ознакомления с документом директор обязан издать приказ об увольнении. До 2013 года было обязательно использовать форму Т-8. На данный момент в учебном учреждении может использоваться, как старая, так и специально созданная форма приказа о расторжении договора трудоустройства. С данным документом требуется ознакомить работника под подпись. Если человек отказывается по какой-то причине ознакамливаться или подписывать, то директор обязан в присутствии свидетелей зачитать содержимое приказа и составить соответствующий акт;

Образец приказа об увольнении по собственному желанию без отработки

  • ответственные лица осуществляют полный расчет суммы, которые необходимо будет предоставить учителю, и подготовку документов;
  • в последний рабочий день учителю обязаны выдать под подпись трудовую, с соответствующей записью, иные документы, предоставляемые при письменном запросе работника, а также денежные выплаты.

После полного расчета с увольняемым лицом процедура расторжения договора трудоустройства считается полностью завершенной.

Запись в трудовой и выплаты

При увольнении в трудовую книжку работнику должна быть внесена запись об увольнении. В ней должна быть продублирована информация о причине расторжения трудового соглашения, указанная в приказе, изданном директоров. Кроме этого, ответственное лицо должно сделать отсылку к соответствующей статье Трудового Кодекса (ст. 77. п.3 ТК – расторжение соглашения по инициативе работника).

Выдача трудовой осуществляется в последний рабочий день. Ее владелец обязан поставить подпись в соответствующем журнале о получении документа. Отказ от выдачи трудовой является незаконным.

Образец записи в трудовую увольнение по собственному желанию

В этот же момент работнику должны быть выданы все положенные денежные средства, в том числе:

  • оплата труда за фактически отработанное время;
  • компенсация за отпуск, от которого работник ранее отказался или не успел воспользоваться, и больничный. Если учитель решил уволиться во время отпуска и после подачи заявления заболел, что будет доказано наличием больничного листа, то работодатель также обязан произвести выплату компенсации;
  • премию, если таковая предусмотрена индивидуальным или коллективным договором или нормативными актами организации;
  • надбавки, например, за высокий уровень квалификации работника.

Если при расчете учитель оказался не согласен с какой-либо суммой, то директор обязан выплатить человеку часть денежных средств, неподлежащую оспариванию. Вторая часть предоставляется только после достижения договоренности между сторонами или по решению суда.

Образец заполнения расчетного листка – лицевая сторона Образец заполнения расчетного листка – обратная сторона

Судебная практика

Действующее законодательство позволяет учителям уволиться в любой момент, в том числе в середине года или во время отпуска.

Отказ со стороны работодателя является неправомерным, даже, если он мотивирован отсутствие замены (на поиск нового работника законом выделены 2 недели, которые увольняющийся человек должен отработать). В такой ситуации человек может написать соответствующее заявление в вышестоящие инстанции и суд.

При этом требуется строгое соблюдение сроков исковой давности – 3 месяца со дня нарушения прав работника. По решению суда на организацию-работодателя может быть наложен штраф.

Если сотруднику не своевременно выдадут документы и денежные средства, то человек может подать жалобу в Трудовую инспекцию. По результатам ее проверки будет вынесено постановление, которое является обязательным для исполнения.

Если гражданин будет не удовлетворен результатом проверки, то он может подать иск в суд с соблюдением всех сроков.

По решению суда организацию-работодателя привлекут к административной ответственности и обяжут выплатить работнику моральную компенсацию в размере среднего заработка за весь период просрочки.

Законодательство закрепляет, что принудительный труд на территории России запрещен, что позволяет всем работником увольняться по собственной инициативе в любой момент.

Данное право распространяется и на работников учебных заведений. Расторжения трудовых отношений с учителями осуществляется по общим основаниям.

При нарушении норм действующего законодательства пострадавшая сторона может подать заявление в суд с соблюдением сроков исковой давности.

Увольнение учителей по собственному желанию Ссылка на основную публикацию

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/po-sobstvennomu/uvolnenie-uchitelej-po-sobstvennomu-zhelaniyu

Как происходит увольнение учителя? Общий порядок, возможные основания и прекращение договора с директором школы

Как уволиться из школы в середине года

Особой категорией, выделяемой трудовым законодательством, являются педагогические работник.

Глава 52 регулирует вопросы трудовых правоотношений с учителями, преподавателями высших и профессиональных учебных заведений, руководителями образовательных организаций и т.д.

, в том числе и вопросы, связанные с особыми основаниями для расторжения с педагогами трудового договора.

Проголосуйте: хорошо ли защищены трудовые права учителей в России?

Кроме трудового законодательства предусмотрен и целый комплекс отдельных законов и подзаконных актов, также регулирующих порядок прекращения трудового договора с указанной категорией работников (ФЗ от 29.12.2012 № 273, Приказы Минпросвещения России и т.д.).

Порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником

Порядок расторжения трудового договора с учителем частично будет зависеть от основания, которые будут рассмотрены ниже. В целом производство увольнения осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ:

  1. Возникновение общего или специального основания для увольнения.

Основание всегда оформляется документально. Если это уход с работы по собственному желанию – письменное заявление, если имело место быть одно из специальных оснований (совершено психическое или физическое насилие над учеником) – жалоба на действия педагога и доказательства его вины и т.д.

Этот этап осуществляется лишь при подаче заявления на увольнение по собственному желанию. Отработка составляет, по общему правилу, 2 недели.

Если учитель является членом профсоюзной организации, то его увольнение производится только с согласия указанного органа, если речь идет:

  • о сокращении;
  • недостаточной квалификации;
  • неоднократное неисполнение обязанностей (с условием, что педагог привлечен к дисциплинарной ответственности).

Директор школы, имея основания для увольнения, издает Приказ.

Справка. Государственные учреждения не попадают под действие ч. 4 ст. 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» и изменений, связанных с принятием указанного закона, а значит обязуются в качестве первичных документов использовать унифицированные формы.

Для Приказа об увольнении установлена форма Т-8 (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1). Данный акт должен содержать следующие сведения:

  • дату и номер трудового договора;
  • дату увольнения;
  • ФИО и должность педагогического работника;
  • основания увольнения;
  • ссылка на документ-основание;
  • дата и подпись директора с расшифровкой;
  • подпись увольняемого об ознакомлении;
  • ссылка на мнение профсоюзной организации, если оно требуется.
  1. Оформление кадровых документов.

Трудовая книжка и личная карточка учителя заполняются в отделе кадров образовательной организации и заполняется по правилам, установленным Инструкцией по заполнению указанного документа (Постановление Минтруда России № 69):

  • порядковый номер записи – гр. 1;
  • дата внесения записи – гр. 2;
  • основание увольнения со ссылкой на норму ТК РФ, подпись директора и увольняемого учителя – гр. 3;
  • ссылка на Приказ об увольнении – гр. 4.

Личная карточка заполняется по форме Т-2, а сведения об увольнении указываются в разделе 9. Прописываются:

  • основание увольнения и дата;
  • ссылка на Приказ.

Раздел подписывается сотрудником отдела кадров и учителем после того, как на руки увольняемому будет отдана трудовая книжка (п. 41 Постановления Правительства № 225 «О трудовых книжках»).

Бухгалтерия образовательной организации составляет записку-расчет (форма Т-61). В качестве выплат, связанных с увольнением, рассчитываются остатки по заработной плате и компенсация неиспользованного отпуска. Иные выплаты устанавливаются в отдельных случаях (выходное пособие – при ликвидации учреждения или сокращении штата).

Возможные основания

Трудовое законодательство устанавливает два вида расторжения трудового договора для педагогов:

  • общие основания (установленные гл. 13 ТК РФ);
  • специальные (ст. 336 ТК РФ).

Общие основания включают в себя случаи, когда увольнение производится по инициативе самого учителя или директора образовательного учреждения, по их взаимному согласию, а также ситуации, при которых договор прекращает свое действие независимо от их воли (болезнь, препятствующая работе в школе, приговор суда, предусматривающий отправление в исправительное учреждение или запрет на занятие педагогической деятельностью и т.д.).

Нередки случаи, когда образовательные учреждения прекращают свою деятельность или в них производится сокращение штата. В соответствии со ст. 180 работодатель:

  • предупреждает о закрытии школы или сокращении за 2 месяца;
  • сокращаемым педагогам предлагаются иные вакантные места, при их наличии.

Увольнение по указанным основаниям влечет выплату выходного пособия в течение 2-х месяцев (3-х, если учитель своевременно обратится в органы занятости) в размере среднего оклада.

К специальным основаниям, указанным в ст. 336 ТК РФ, относятся:

  • второе за год грубое нарушение устава образовательной организации;
  • однократное применение учителем физического или психического насилия в отношении ученика;
  • достижение предельного возраста для замещения должностей (относится только к сотрудникам высших учебных заведений и учреждений дополнительного проф. образования, возраст устанавливается нормой ст. 332 ТК РФ).

К грубым нарушениям устава относят:

  • систематическое неисполнение обязанностей;
  • фальсификация результатов научных исследований учеников и т.д.

Физическое или психическое насилие выражается в конкретных неправомерных действиях в отношении учеников. Если с физическим предельно ясно (нанесение побоев, истязания, а порой и причинение вреда здоровью и т.д.), то с психическим принуждением не все так однозначно. Как правило, к нему относят:

  • оскорбления;
  • угрозы;
  • чрезмерные требования, не соответствующие образовательной программе для конкретной возрастной группы;
  • настраивание коллектива против конкретного ученика и т.д.

По статье

Можно ли уволить учителя «по статье»? Трудовое законодательство не имеет такого определения, как увольнение «по статье».

Важно! Под увольнением «по статье» понимается расторжение трудового договора по решению руководства организации, если за учителем обнаружено совершение виновных действий как общего, так и специального характера.

Виновные действия общего характера предусмотрены п. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

  • неисполнение трудовых обязанностей неоднократно (при условии, что учитель уже имеет дисциплинарное взыскание);
  • прогулы, появление в нетрезвом виде и иные грубые нарушения трудовых отношений.

К специальным основаниям относят п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (аморальное поведение) и п. 1, 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (повторное грубое нарушение устава и насилие в отношении учеников).

Важный фактор такого увольнения – наличие письменного доказательства вины. Факт прогулов или появления в нетрезвом виде должны быть зафиксированы. На действия учителя в плане психического или физического насилия должна быть подана жалоба.

За аморальное поведение

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 81педагогический работник может быть уволен за аморальное поведение, если оно несовместимо с его работой.

В настоящее время под указанный пункт директора школ пытаются подвести малейшие вольности со стороны учителей, в том числе совершенные ими вне рабочего времени, что допустимо с практической стороны (п. 46 ППВС РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Увы, исчерпывающего перечня аморальных поступков в настоящее время нет.

Источник: https://narabote.me/uvolnenie/kategorii/pedagoga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.