Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Содержание

Прекращения земельного сервитута

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

   На вашем земельном участке установлен сервитут? Вы являетесь держателем сервитута, расположенного на соседнем участке? Но при этом у Вас нет больше необходимости в сервитуте? Ясно. Сейчас расскажем, как снять сервитут с земельного участка.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по установлению земельного сервитута в Екатеринбурге поможет и в иных юридических вопросах: профессионально и в срок, звоните уже сегодня!

Основания прекращения частного земельного сервитута

   Безусловно просто так, без наличия оснований, прекратить сервитут не получится. Нужны существенные основания. А для собственника обремененного сервитутом участка основания следующие:

  • Отсутствие оснований, по которым сервитут был установлен
  • Участок больше не может использоваться по целевому назначению
  • Нарушение правил, установленных соглашением об установлении сервитута
  • Не целевое использование участка, обременённого сервитутом
  • Прекращение оплаты сервитута
  • Существенное ухудшение состояния земельного участка, не подлежащее восстановлению, либо в случае отказа субъекта сервитута восстанавливать участок за свой счет или своими силами

   Указанный перечень оснований не является исчерпывающим. Кроме того, по всем указанным основаниям, кроме первого, прекращать сервитут придется в суде, в случае несогласия с прекращением сервитута со стороны его пользователя. При этом Вам следует учесть, что возникновение вышеуказанных оснований придется доказать.

Основания прекращения публичного земельного сервитута

   Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.

Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:

  • Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
  • Срок действия сервитута истек
  • Нарушение правил постановки публичного сервитута
  • Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
  • Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут

Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей

   Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:

  • Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
  • Оплата за пользование сервитутам не вносится
  • В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута

   Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.

   При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.

Порядок прекращения частного земельного сервитута

   Для того, чтобы собственнику обремененного сервитутом земельного участка прекратить сервитут, необходимо:

  • Направить заявление, с требованием о прекращении соглашения об установлении сервитута
  • Составить соглашение о прекращении сервитута
  • В случае отказа в составлении соглашения о прекращении сервитута, необходимо составить и подать исковое заявление с соответствующими требованиями
  • Подать соглашение о прекращении сервитута, либо соответствующее решение суда в Росреестр

   Для того, чтобы суд удовлетворил ваши требования о прекращении действия сервитута на вашем земельном участке, необходимо предоставить в суд следующие документы:

  • Паспорт, либо паспорт и доверенность представителя
  • Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы
  • Соглашение о сервитуте
  • Кадастровый паспорт обременённого земельного участка/технический план
  • Землеустроительная экспертиза в случае, если ваш иск основан на том, что у пользователя сервитутом в настоящее время прекращены основания, по которым был установлен сервитут

Соглашение о прекращении частного сервитута земли

   Расторжение соглашения о сервитуте возможно по обоюдному соглашению или через суд. Пользователь сервитута согласился прекратить действие сервитута? Поздравляем. Тогда разберем, как составить соглашение о прекращении сервитута земельного участка. В нем нужно указать следующее:

  • Дата и место заключения соглашения
  • Стороны соглашения
  • Данные объекта сервитута
  • Обязанности сторон (обычно пользователь сервитута сам ходит в Росреестр, прекращает регистрацию сервитута, сам восстанавливает в исходное положение земельный участок)

   Тем не менее, обязанности сторон по прекращению сервитута, как правило дублируют обязанности сторон по прекращению сервитута, установленные соглашением об установлении сервитута.

ПОЛЕЗНО: читайте про составление соглашения об установлении сервитута на землю по ссылке на сайте АБ «Кацайлиди и партнеры» по ссылке

Как выиграть суд по снятию частного сервитута с земельного участка?

   Пользователь сервитута отказался прекратить действие сервитута? Не расстраивайтесь, сейчас мы вам поможем.  Вот вам порядок действий:

  • Составляйте исковое заявление
  • Подавайте его в суд (обратите внимание, что необходимо правильно определить подсудность)
  • Доказывайте наличие основание для прекращения действия сервитута
  • В случае выигрыша, подавайте заявление в Росреестр (не забудьте приложить к заявление копию решения суда)

   Для того, чтобы суд выиграть, вам нужно правильно изложить фактические обстоятельства, а именно отсутствие оснований для существования сервитута на вашем земельном участке. Затем правильно их доказать, с помощью нормативной базы законодательства, экспертиз, свидетелей.

   Однако имейте ввиду, что такая категория споров не является простой. Некоторые нюансы требуют специальный юридических познаний.

ПОЛЕЗНО: закажите иск в суд у нашего земельного адвоката, чтобы иметь гарантии на принятие заявления к производству судьи

Последствия прекращения частного земельного сервитута

Последствия следующие:

  • Пользователь лишается права пользования вашим земельным участком
  • Вы лишаетесь платы за это пользование
  • Следует обратить внимание на то, что при наличии судебного спора, зачастую повторно договориться об установлении сервитута будет нельзя. Однако если сервитут прекращен по соглашению сторон, при этом впоследствии возникли основания для повторного установления сервитута, препятствовать вам никто не будет

   Тем не менее, стоит иметь ввиду, что зачастую процесс прекращения сервитута порождает за собой спор между сторонами. Начинаются суды, в которых побеждают лишь те, кто лучше и правильней к ним подготовился.

   В связи с чем, адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы помочь не только советом, но и делом в любой ситуации.

ПОЛЕЗНО: читайте также про составление искового заявления об установлении земельного сервитута по ссылке

Отзыв о работе нашего адвоката по делу с земельным сервитутом

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/prekrashhenija-zemelnogo-servituta/

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=LzAamaqZoDs

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Обременение прав: что может быть основанием возникновения земельного сервитута?

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Woman with stamp and document. Shot in studio.

Сервитут

право ограниченного пользования земельным участком.

Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, Краснодарского края или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Законодательная база для начала действия соглашения

Фиксация сервитута на государственном уровне происходит в соответствии со ст.274 ГК РФ, которая гарантирует право ограниченного пользования чужим земельным участком в необходимых условиях. В ней говорится о том, что собственник земельной территории имеет право настаивать на предоставлении права пользования землей другого собственника в случае возникновения такой нужды.

Важно! Оплата за пользование чужой территорией при принятии сервитута, интересы сторон, алгоритм проведения данной процедуры – данные вопросы регулируются статьей 274. ГК РФ.

Ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации регулирует ряд вопросов:

  • В соответствии с чем и кем применяется сервитут, для проведения каких работ.
  • Время действия сервитутов.
  • Установление платы за сервитут.
  • Государственная регистрация сервитутов.

Последовательность заключения соглашения об установлении сервитута регулируется ст.39.26 ЗК РФ (требуемые документы и их форма, срок ответа на заявление, случаи отказа в установлении, сроки подписания).

Ст.39.24 ЗК РФ разъясняет кто и на каких основаниях может заключать соглашения об установлении сервитутов, сроки установления и сроки направления уведомлений об этих соглашениях.

В ст.39.25 Земельного кодекса РФ прописаны все необходимые пункты, которые должно содержать соглашение об установлении сервитута, порядок определения платы за него.

Тонкости составления договоренностей по установлению сервитутов содержит в себе Гражданский кодекс РФ:

  • Переход обремененного земельного участка в право владения другому собственнику (ст.275 кодекса).
  • Случаи прекращения действия сервитута (ст.276 кодекса).
  • Обременение сервитутом зданий и сооружений (ст.277 кодекса).

Частный сервитут

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Основания возникновения обязательства и его цели

Цели установления публичного обременения регулируются ст.23 и ст.39.37 ЗК РФ, и ст.274 ГК РФ. Он служит для:

  1. Расположения объектов местного, регионального, федерального значения (нефте- и газопроводы, теплосети, газовые сети).
  2. Размещение материалов и средств, строительной техники под временными постройками, необходимых для проведения ремонта, реконструкций или строительства дорог и прилегающей к ним инфраструктуры.
  3. Создание перекрестков автомобильных и железных дорог, строительство дорог в туннелях.
  4. Проведение инженерных изысканий для дальнейшего возведения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
  5. Проход или проезд через участок соседа.
  6. Осушительные работы.
  7. Выпас скотины и прогон ее к месту водопоя и прочие сезонные работы (например, сенокос).
  8. Разведение рыбы, проведения охоты.

Публичный сервитут

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация земельного обременения

Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует установление частных сервитутов, а в случае нахождения земельного района в собственности муниципалитета или государства, учитываются нюансы, предусмотренные главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оба вида обременения подлежат обязательной регистрации в Едином государственной реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ и п.17 ст.23 Земельного Кодекса РФ.

Помимо этого у каждого сервитута есть своя продолжительность действия. И в зависимости от нее они делятся на срочные и бессрочные.

Более подробно о том, в чем заключаются различия между публичным и частным сервитутом, мы рассказываем тут.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Предлагаем ознакомиться Вступление в наследство на квартиру

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Частный

Частный сервитут устанавливается при условии достигнутой договоренности между владельцем и пользователем о проезде или проходе через участок или помещение, или проведении временных работ. Если мирная согласованность не достигнута, то решение принимается судом.

Внимание! Статья 277 Гражданского кодекса РФ разъясняет, что право сокращенного пользования устанавливается только в случае явственных потребностей, которые невозможно осуществить без сервитута.

Пример. Владельцем сдано в аренду двухкомнатное помещение двум арендаторам. Арендатор 1 может попасть в свое помещение только проходя через комнату арендатора 2. В данном случае между ними составляется соглашение о сервитуте для беспрепятственного пользования помещением арендатором 1.

Больше информации о частном сервитуте и правилах его установления найдете тут.

Публичный

Только органами государственной или местной власти может быть установлено публичное ограничение (п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ). При необходимости обеспечения государственных нужд или интересов многих лиц никакого добровольного соглашения не заключается, а принимается публичный сервитут с учетом общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Обязательно должны проводится экспертизы в разрезе экологии и строительства, расчеты в целях соблюдения прав людей на благоприятные условия жизни, прав и интересов владельцев земельных территорий. Права использующих территорию по публичному сервитуту регламентированы нормативным актом, по которому он установлен (п.2 ст.41 ЗК РФ).

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/osnovaniya-vozniknoveniya-servituta.html

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Согласно ст.1 ФЗ-122 от 21.07.1997 Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (например, для прохода, прокладки коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.)

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Частный сервитут —сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

-Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

-Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Основания прекращения сервитута является:

Гибель недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.

Выкупа земельного участка

Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Расторжение соглашения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Источник: https://infopedia.su/15x2cc6.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.