Открытие представительства банка

Банковское дело

Открытие представительства банка

Необходимость открытия и закрытия банковских подразделений тесно связана и может быть частью процесса реорганизации банка.

Необходимость в реорганизации банка может быть связана с требованиями обеспечения его финансовой устойчивости и оздоровления, повышения эффективности управления банка, расширения сфер его деятельности.

В России  банк может открывать 2 класса структурных подразделений, а именно:

Внешние подразделения, обособленные территориально от головной конторы, а именно представительства и филиалы

Внутренние подразделения, обособленные территориально от головной конторы и филиала, а именно дополнительные офисы, операционные кассы, обменные пункты.

Филиал – это структурное подразделение банка, созданное и функционирующее на основании законов и нормативно-правовых актов Банка России, которое вправе проводить от имени создавшего его банка все или часть операций (сделок), которые разрешены данному банку его лицензией. Число филиалов банка не ограничено.

Ст.75 закона “О ЦБ РФ” говорит, что банк, нарушающий законы и другие действующие нормативные акты и предписания может быть лишён права создавать филиалы на срок до 1 года.

Банку, который хочет открыть филиал на территории России на основании ст. 75 нужно выполнить ряд требований:

  • Соблюдать требования законов и нормативных актов Банка России
  • В течение последних 6 месяцев являться финансово-устойчивым
  • Располагать помещением, которое подходит для размещения филиала
  • Представить на согласование в Банк России на должности руководителей и главного бухгалтера филиала, которые соответствуют квалификационным требованиям.

Филиал банка должен иметь печать с указанием наименования филиала и его места нахождения в дополнение к наименованию самого банка. За открытие филиала взимается сбор ( от 100-1000МРОТ).

Территориальное учреждение ЦБ РФ в 2-недельный срок рассматривает это уведомление и готовит заключение об открытии филиала. При обнаружении нарушений они отмечаются и формулируются. При регистрации в течение 10 дней в книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся сведения , оповещаются банк и территориальные учреждения Банка России.

Решение о закрытии филиала исполняется в последовательности:

После принятия решения не позднее 30 дней извещают всех известных кредиторов филиала, которым сообщаются номер корреспондентского счёта банка, на который перечисляются остатки средств со счетов закрываемого филиала.

В течение 10 дней после направления этого уведомления кредиторам происходит передача активов и пассивов филиала на баланс головной конторы или другого филиала. Об этом банк уведомляет территориальное учреждение Банка России. К уведомлению прикладывают копию решения о закрытии и передаточный акт.

Территориальное учреждение Банка России, получив данные документы, в течение 2 недель рассматривает их и направляет своё заключение по данному вопросу в центральный аппарат Банка России, который в течение 10 дней вносит запись о закрытии филиала в книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Затем направляет телеграммное сообщение всем территориальным отделениям, которые в течение 3 дней доводят информацию до всех кредитных организаций на  подведомственной им территории.

Интеграция и глобализация экономики приводят к развитию торгово-экономических связей между субъектами финансово-хозяйственной деятельности России и зарубежных стран. Это порождает необходимость открывать зарубежные филиалы банков на территории других государств.

Зарубежный филиал – это обособленное внешнее подразделение банка, созданное и действующее в порядке установленном законодательством и нормативными актами России, а также законами и нормативными актами органов банковского надзора страны, место нахождения которого расположено на территории иностранного государства. Такой филиал имеет право проводить от имени создавшего его банка все или часть операций, предусмотренных лицензией Банка России.

Зарубежный филиал банка признаётся резидентом России, не является юридическим лицом, но может наделяться имуществом и денежными средствами, на сроки и в целях определённых банком и действует на основании положения, утверждённым создавшим его банком. По всем  обязательствам, возникающим из деятельности зарубежного филиала, отвечает всем имуществом создавший его банк.

Зарубежные филиалы могут создавать банки, имеющие генеральную лицензию и получившие специальное разрешение Банка России. Банк России выдаёт разрешение, если ходатайствующий банк:

  • работает не менее 3 лет
  • собственный капитал не менее 5 млн. евро
  • имеет устойчивое положение в течение последних 6 месяцев
  • выполнены резервные требования и требования бюджета
  • руководители удовлетворяют квалификационным требованиям ст.14
  • имеет положительное заключение по результатам комплексной проверки советом директоров Банка России в течение последних 2 лет.

Представительство банка является его внешним обособленным подразделением, которое создано и функционирует в установленном порядке, имеет право представлять и защищать интересы банка на определенной территории.

Представительство банка лишено права осуществлять банковские операции. Количество представительств неограниченно, они создаются, исходя из необходимости данного банка в названных услугах на данной территории.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, основанием их деятельности служат положения, которые утверждаются создающим их банком.

Руководители филиалов и представительств действуют на основании выданных им в установленном порядке доверенностей. Они назначаются руководством соответствующего банка.

Филиалы и представительства банка могут создаваться и ликвидироваться имеющим на то правом банком, которое закреплено в уставе банка решением органа управления банка. При этом, если необходимо, вносятся дополнения и изменения в устав банка.

Создание филиалов и представительств банка имеет уведомительный порядок, т.е. они считаются открытыми с момента уведомления об этом ЦБ РФ. В уведомлении об открытии филиалов и представительств должны быть указаны:

  1. адрес
  2. полномочия и функции
  3. сведения о руководителях
  4. масштабы и характер планируемой деятельности
  5. образцы подписей руководителей и оттиск печати

Дополнительный офис – это обособленное внутреннее подразделение банка или его филиала, которое создано в установленном нормативными актами Банка России порядке с целью проведения от имени головного банка или филиала всех или части сделок (операций), разрешённых данному банку или его филиалу лицензией. Дополнительный офис не имеет отдельного баланса, не может для ведения операций сам открывать счета. Число дополнительных офисов неограниченно.

Создание дополнительных офисов регулирует помимо Инструкции № 75-И, разъяснение от 11.11.1996г., в котором обращено внимание на следующие моменты: понятие внутреннее структурное подразделение кредитной организации, расположенное вне места её нахождения распространяется на дополнительные офисы.

Дополнительный офис может располагаться только на территории того же населённого пункта, где располагается сам банк или его филиал.

К руководителям дополнительных офисов не предъявляются квалификационные требования , установленные законом “О банках и банковской деятельности” и инструкции № 75-И ЦБ РФ. Назначение руководителей дополнительных офисов считается внутренним кадровым вопросом банка.

К занимаемым дополнительным офисом помещениям предъявляются требования в части технического оборудования, а если он ведёт кассовое обслуживание, то и укреплённости кассового узла.

Дополнительный офис может вести все операции, определённые лицензией Банка России для создавшего банка или филиала. При этом все операции, проводимые дополнительным офисом должны ежедневно отражаться на счетах банка днём их проведения или на утро следующего операционного дня в том случае, если дополнительный офис инкассирует и хранит денежную наличность.

Решение об открытии дополнительного офиса принимает имеющий на это право НПО Уставу орган управления банка.

Сведения о месте нахождения дополнительных офисов не включаются в Устав банка, однако представляются в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения банка, либо филиала.

В результате недостаточной экономической эффективности деятельности, необходимости концентрации капитала, диверсификации деятельности, диссипации (переноса на партнёров) рисков деятельности, конкурентной борьбы и других причин могут осуществляться такие формы реорганизации как поглощения, слияния, присоединения, вхождение в банковские группы и холдинги.

Метка: Основы банковской деятельности

Источник: http://www.banki-delo.ru/2010/09/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BF/

Представительства иностранных банков

Открытие представительства банка
03.11.2013

Федеральным законодательством о банках установлено, что банковская система России состоит из ЦБ РФ, банков (а также небанковских кредитных организаций), и филиалов и представительств иностранных банков.

 Сразу отметим, что в на настоящий момент в России нет зарегистрированных филиалов иностранных банков, а иностранный капитал в российском банковском секторе представлен в форме дочерних банков, зарегистрированных согласно российскому законодательству.

Более того, Стратегией развития банковского сектора РФ до 2015 года предусмотрено введение запрета на присутствие в России филиалов иностранных банков. С другой стороны, Стратегия предусматривает закрепление транспарентных процедур регистрации представительств иностранных банков в России на законодательном уровне.

Представительство иностранного банка — это обособленное подразделение иностранного банка, открываемое на территории России и имеющее разрешение ЦБ РФ на открытие представительства. Статус, порядок открытия и деятельности таких представительств установлены Приказом ЦБ РФ от 7 октября 1997 года № 02-437.

В соответствии с указанным Положением, представительство создается иностранным банком в целях:

  • мониторинга экономической ситуации и показателей банковского сектора России;
  • оказания информационно-консультационных услуг своим клиентам;
  • установления и расширения связей с российскими банками;
  • поддержания международного сотрудничества.

Представительство функционирует в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами ЦБ РФ. Представительство не имеет статуса юридического лица и выступает от имени и по поручению представляемого им банка. То есть, представительство иностранного банка не обладает ни одной из предусмотренных российским законодательством правовых форм юридического лица (ООО, ЗАО и др.)

Не будучи хозяйствующим субъектом, представительство не вправе заниматься коммерческой деятельностью и, следовательно, получать прибыль в результате своей деятельности. Затраты представительства иностранного банка финансируются данным банком.

Представительство банка не осуществляет каких-либо банковских операций со средствами клиентов, не занимается расчетно-кассовым обслуживанием, не привлекает средства во вклады и не выдает кредиты.

Деятельность представительства ограничивается оказанием консультаций по продуктам и услугам банка и информационной поддержкой действующих клиентов.

Процедура открытия представительства

Центральный банк РФ предоставляет разрешение на открытие представительства в России иностранным банкам, функционирующим в своём государстве более 5 лет и положительно зарекомендовавшим себя в банковском секторе данной страны, имеющим стабильное финансовое положение. Кроме того, при аккредитации представительства может учитываться состояние двусторонних отношений между государством регистрации банка и Российской Федерацией.

К заявлению на открытие представительства должны быть приложены устав иностранного банка; свидетельство о регистрации иностранного банка или выписка из банковского реестра; доверенность от банка лицу, ведущему переговоры по открытию представительства; рекомендательные письма как минимум от двух российских банков; годовой отчет иностранного банка; справка об иностранном банке с данными о структуре его органов управления; согласие арендодателя на предоставление офисного помещения (договор аренды или гарантийное письмо); положение о представительстве и другие документы. Документация, составленная на иностранном языке, подлежит переводу на государственный язык РФ, заверению нотариусом и легализации консульством России за рубежом либо проставлению апостиля.

Иностранные сотрудники представительства должны пройти персональную аккредитацию в ЦБ РФ. Глава представительства и его заместитель не вправе параллельно работать в российском банке, образованном с участием иностранного банка, открывшего указанное представительство.

Количество иностранных сотрудников представительства, как правило, не должно превышать 2 человек.

В случае, если требуется большее количество аккредитованных сотрудников, такая необходимость должна быть аргументирована в письменном заявлении  Председателю ЦБ РФ, по результатам рассмотрения которого принимается решение.

Разрешение на открытие представительства выдается сроком на 3 года. Отказ в выдаче Разрешения (либо в продлении действия Разрешения) может последовать, если: а) не были представлены требуемые документы; б) предоставлены данные, не соответствующие действительности; в) решением ЦБ РФ.

Представительство, получившее разрешение, подлежит регистрации  в соответствующем налоговом органе и внебюджетных фондах. В своей деятельности на территории России представительство иностранного банка подотчётно Центральному банку РФ. Дважды в год представительство направляет отчёт о своей деятельности в ЦБ РФ.

Деятельность представительства может быть прекращена: а) за истечением срока, на который было дано Разрешение; б) при отзыве лицензии на деятельность иностранного банка, имеющего представительство в России; в) решением самого иностранного банка; г) в случае, если деятельность представительства не соответствует российскому законодательству; д) решением ЦБ РФ без указания причины.

Важно помнить, что…

На сегодняшний день представительство является довольно редкой формой деятельности иностранных банков в России, и их количество сравнительно невелико, что обусловлено сложной процедурой получения разрешения на открытие представительства и его ограниченной правоспособностью, установленной отечественным банковским регулятором.

Однако, наличие у банка официально аккредитованного представительства (или сети представительств) в иностранных государствах говорит не только о респектабельности данного банка, но и об ориентированности банка на качественное оказание международных банковских услуг и укрепление своих позиций среди клиентов на рынке конкретной страны (региона) на долгосрочную перспективу.

Факт того, что представительство иностранного банка действует в России в  официальном качестве, то есть на основании специального разрешения ЦБ РФ, является важной юридической гарантией легального характера присутствия данного банка в России, что, безусловно, должен учитывать клиент, оценивая риски пользования услугами иностранных кредитных организаций для своего бизнеса.

Присутствие на российском рынке в форме представительства позволяет иностранному банку лучше понимать потребности и специфические черты клиентов в данном регионе, снимать напряженность, потенциально способную возникнуть вследствие языковых барьеров или различия в банковских практиках различных государств. Как показывает практика, наличие у банка представительства в России с русскоговорящим персоналом является важным фактором, способным оказать влияние на выбор российским клиентом именно данного иностранного банка.

Источник: https://taxhouse.ru/articles/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.