Пенсионный фонд россии в 2021 году

Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году поставит пятилетний рекорд :: Экономика :: РБК

Пенсионный фонд россии в 2021 году

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР.

Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде.

Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта.

«Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены).

Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства.

По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб.

(рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб.

Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%.

В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%.

Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно.

Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР.

В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета.

Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он.

Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/09/2020/5f5f37ee9a7947c519e5e5b4

Пенсионный рынок 2021

Пенсионный фонд россии в 2021 году

В 2021 году на пенсионном рынке России произошел и еще ожидается ряд изменений, важных для российских граждан с точки зрения формирования их нынешней и будущей пенсий. События эти касаются как бизнеса негосударственных пенсионных фондов, так и вопросов расчета и начисления страховых и накопительных пенсий.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.

Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=88zw-iO9uzA

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию.

Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно.

Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Однако урегулирование споров с НПФ, связанных с неправомерными переходами между фондами, не входит в компетенцию финомбудсмена.

Ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» финансовый уполномоченный Юрий Воронин предположил, что «основной объем споров потребителей и НПФ будет связан с выплатами.

Сюда войдут вопросы расчета их размера, сроков и формы, корректного исчисления периода, за который назначается пенсия».

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

В России с января 2021 года вступил в силу закон, который прямо запрещает работу пенсионных агентов. Теперь посредники — будь то сотрудники банков, «поквартирные» агенты, поверенные — не могут предлагать гражданам заключить договор об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и НПФ от имени негосударственного пенсионного фонда.

Кроме того, теперь гражданин имеет право запретить Пенсионному фонду России рассматривать заявления на перевод накоплений, поданные любым способом, за исключением личного визита в ПФР. Заявление также можно подавать через доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность на это.

В законе прописан механизм проверки ПФР подлинности нотариально удостоверенной доверенности — запрос будет направляться нотариусу через единую информационную систему нотариата.

Идентификация личности нотариусом может происходить удаленно, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или единой системы идентификации и аутентификации биометрических данных.

Также закон наделяет Банк России правом устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договоров по обязательному пенсионному страхованию, а также к лицам, которые имеют право заключать такие соглашения от имени НПФ.

С 1 июля 2021 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России 5175-У, которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов.

Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев.

Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

При этом часть НПФ уже раскрывает свои активы для клиентов и других заинтересованных сторон на своих порталах. Например, НПФ «САФМАР» начиная с февраля 2020 года делает это ежеквартально с временным лагом в десять дней.

Раскрытие портфелей дает гражданам возможность понять, куда вложены их пенсионные сбережения, а также повышает прозрачность и контролируемость деятельности НПФ.

С 1 января 2021 года начали действовать новые требования к инвестированию пенсионных резервов. Речь идет о добровольных сбережениях, которые формируются за счет взносов граждан и в рамках корпоративных пенсионных программ.

Новые требования во многом повторяют правила инвестирования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, в которые тоже внесен ряд существенных изменений.

Раньше возможности вложений именно резервов были очень широкими, теперь их спектр сузился.

Это должно повлиять на устойчивость фондов, хотя может снизить доходность пенсионных резервов, так как менее рисковые активы всегда менее доходные.

Ограничиваются возможности НПФ вкладывать пенсионные накопления резервы в инструменты с дополнительным уровнем риска. Единый лимит на такие вложения к 1 января 2025 года составит 7%.

Указание также вводит отдельный пятипроцентный лимит на инвестиции в ипотечные ценные бумаги и ужесточает требования к вложениям в бессрочные облигации.

Изменения вступают в силу поэтапно, чтобы НПФ могли подготовиться к ним, в том числе с учетом последствий пандемии, и не распродавали уже имеющиеся в портфеле активы по сниженным ценам.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии.

Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития).

В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

Источник: https://www.npfsafmar.ru/journal/pension-system/pension-changes-2021

Страховые взносы в Пенсионный Фонд в 2021 году: ставки, таблица

Пенсионный фонд россии в 2021 году

Обязанность вносить взносы в Пенсионный Фонд РФ возложена на работодателей. С 2021 года вводят новые тарифные ставки для обязательных страховых отчислений в ПФР, а также расширяют список льготников. Рассмотрим все изменения.

Какой размер взноса в Пенсионный Фонд в 2021 году

Организации и индивидуальные предприниматели выплачивают страховые отчисления в Пенсионный Фонд за своих сотрудников из собственных средств, не в ущерб начислению заработной платы. К обязательным платежам относятся взносы:

  1. в Пенсионный Фонд;
  2. на медицинское страхование;
  3. на социальное страхование.

Размер выплачиваемых средств формируется в соответствии:

  • с категорией плательщика;
  • типом трудовой деятельности;
  • категорией сотрудника, получающего доход;
  • размером заработной платы.

То есть, объем страховых отчислений определяется размером заработной платы и зависит от нее напрямую. Установленные тарифы постоянно меняются в соответствии с уровнем инфляции.

Сумма пенсионного взноса для работодателей в 2021 году

Если организация, индивидуальный предприниматель или субъект МСП не наделен правом льготного тарифа, применяются общие ставки для начисления платежей.

Ориентир для начисления взносов в Пенсионный Фонд — размер средней з/п, которую ежегодно устанавливает Правительство. На 2020 год база по ОПС составляла 1 миллион 292000.

На 2021 год страховая база будет составлять 1 миллион 465 тыс. рублей.

ОтчисленияСтавка (%)УсловиеЛимит (рублей)
Пенсионные22До достижения1 465 000
10После превышения
Социальные на ВНиМ2,9До достижения966 000
0После превышения
Медицинские5,1Лимита нет
ТравматизмИндивидуально от 0,2% до 8,5%, лимитирование отсутствует

Ставки страховых взносов для субъектов МСП в 2021 году

Доход физ. лица за месяцВ ПФР (%)В ФФОМС (%)В ФСС (%)
В пределах федерального МРОТ22 (в пределах лимита) 10 (при превышении)5,12,9; 1,8 — для иностранцев
Свыше федерального МРОТ10 (в пределах лимита и сверх него)50

Индивидуальные предприниматели обязаны вносить взносы ОПС за себя. Если для государственных предприятий тарифы были заморожены и остаются на одном уровне на неопределенный срок, то для ИП такие льготы не предусмотрены. Взносы в Пенсионный Фонд за себя также платят частники, не имеющие штат сотрудников. Это юристы, фермеры, оценщики и др.

ГодВ ПФ (рублей)В ФОМС (рублей)
2020324488426
2021364558763
2022404339114
2023430579479
2024459079858

Указанные в таблице величины относятся к индивидуальным предпринимателям, чей годовой доход не превышает 300000 рублей. Если прибыль выше, с ИП взимается 1% от добавочного объема. То есть, если доход составил 400000, 1% начисляют с суммы 100000.

Ставки для льготных категорий плательщиков в 2021 году

Для некоторых учреждений и предприятий предусмотрены льготные тарифы на ОПС. К ним относятся компании, занимающиеся:

  1. IT-технологиями;
  2. интеллектуальной деятельностью;
  3. благотворительностью;
  4. некоторые другие виды деятельности.

Льготные ставки для отдельных субъектов РФ:

РаботодательПФР (%)ФСС (%)ФОМС (%)
Благотворительные организации на УСН2000
НКО на УСН (за исключением государственных муниципальных учреждений), осуществляющих, в соответствии с учредительными документами, деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (работа театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального)2000
ИТ-компании РФ, которые занимаются разработкой и реализацией программ для ЭВМ и информационных баз, оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, — установкой, тестированием и сопровождением программ.824
Компании и ИП с выплат и вознаграждений членам экипажей судов РФ. Исключение — работа для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России.000
Участники проекта «Сколково».1400
Российские предприятия, которые производят и продают произведенную ими анимационную аудиовизуальную продукцию.824
Участники свободной экономической зоны Крыма и Севастополя61,50,1
Резиденты территории опережающего социально-экономического развития61,50,1
Резиденты свободного порта Владивосток61,50,1
Резиденты особой экономической зоны в Калининградской области61,50,1

Компании по изготовлению электроники отнесли к льготникам с 2021 года. Однако они обязаны ежеквартально подтверждать свою принадлежность к льготной категории.

Размер дополнительных взносов в ПФР в 2021 году

За опасные и вредные условия труда работодатели отчисляют дополнительные проценты в ОПС, в этом отношении изменений нет. Уровень опасности и вредности производства устанавливает специальная комиссия. Самая высокая 4-я категория опасности. Размер доп. выплаты в Пенсионный Фонд составляет 8%.

Класс и подклассы вредности:

Класс опасностиПодклассСтавка доп. взносов в ПФР, %
Класс 4 — Опасный48
Класс 3 —Вредный3.47
3.36
3.24
3.12
Класс 2 — Допустимый20
Класс 1 — Оптимальный10

Если условия труда в компании отнесены к 1 или 2 классу вредности, дополнительные денежные средства в ОПС не вносятся.

Компании, которые не прошли оценку СОУТ, должны вносить средства по повышенной ставке. Кроме того, им предстоит понести затраты на оплату штрафных санкций, так как до 2019 года все организации и компании должны были пройти проверку СОУТ и иметь на руках официальное заключение.

Сроки перечисления взносов в ПФР в 2021 году

Для всех российских компаний и индивидуальных предпринимателей установлен единый срок внесения взносов в Пенсионный Фонд — 15 число следующего месяца. Если последний день выплаты совпадает с выходным или праздничным днем, то разрешается перенести оплату на следующий за ним.

Взнос за январь нужно оплатить до 15 февраля. Если установленная дата совпадает с праздничным или выходным днем, оплату можно произвести 16 или 17.

ИП уплачивают ОПС за самих себя. Для них предусмотрены 2 способа:

  1. вносить частями;
  2. выплачивать сразу в полном объеме.

Источник: https://pfrf-kabinet.ru/novosti/vznosy-v-pensionnyy-fond-v-2021-godu.html

В россии заговорили о ликвидации пенсионного фонда – мк

Пенсионный фонд россии в 2021 году

Смена руководителя Пенсионного фонда РФ, случившаяся накануне, подняла новую волну рассуждений о том, что ПФР надо ликвидировать, а деньги пожилым россиянам платить напрямую из бюджета.

Очевидно, отставка 53-летнего Максима Топилина, фигуры политической – до этого долгое время работавшего министром в правительстве Медведева, и замена его на 63-летнего Андрея Кигима, известного лишь в узких профессиональных кругах, была воспринята многими, как «игра на понижение».

На этом фоне сразу несколько депутатов Госдумы выступили с идеей закрыть Пенсионный фонд, сэкономив на этом немалые госсредства. Насколько реализуема эта идея, и как она может повлиять на размер пенсий в стране, «МК» выяснил у экспертов.

Перестановки в руководстве Пенсионного фонда России, активизировали выступления ряда депутатов Госдумы – в основном, из партий «меньшинства» – о необходимости скорейшего закрытия ПФР.

Не в первый раз обратился к этой идее лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

«Мы настаиваем на том, что Пенсионный фонд необходимо ликвидировать как ненужного посредника между пенсионерами и госбюджетом», – заявил депутат.

Ему вторит коллега по Госдуме Алексей Журавлев. «Странная ситуация вокруг главы ПФР — лишний повод напомнить о целесообразности упразднения самой этой сомнительной конторы. Аккумулируют колоссальные средства россиян, прокручивают миллиарды, а возвращают копейки», — написал на своей страничке в соцсети народный избранник.

А другой депутат Госдумы Вера Ганзя заявила в радиоэфире, что Пенсионный фонд России является ненужным посредником при выплате пенсий. Парламентарий отметила, что пенсии россиянам должны выплачиваться напрямую из бюджета.

Свою позицию Ганзя мотивировала тем, что накоплений, поступающих из страховых взносов в ПФР, явно недостаточно для выплаты нормальных пенсий, «дыру» приходится закрывать из федерального бюджета.

«Если ликвидировать ПФР, то пенсии россиянам можно увеличить уже в ближайшее время, так как государство сможет сэкономить миллиарды рублей, которые сейчас тратятся на зарплаты сотрудников Пенсионного фонда, его пиар и недвижимость», – утверждает депутат.

Прокомментировать идеи ликвидации Пенсионного фонда, обоснованность претензий к нему и возможности за счет этого поднять пенсии россиянам, «МК» попросил финансовых экспертов – старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анну Бодрову и шеф-аналитика «ТелеТрейд» Петра Пушкарева.

– Означает ли отставка Топилина шаг в сторону ликвидации Пенсионного фонда России?

Пушкерев: Новый глава Пенсионного фонда уже назначен – это Андрей Кигим. Ранее он возглавлял Фонд социального страхования, который занимается выплатами пособий по безработице, больничных, декретных денег и родовыми сертификатами.

Вероятнее всего, в правительстве сочли, что работа этих направлений налажена более эффективно, тогда как Пенсионный фонд нуждается в усилении, так что вряд ли верны слухи о предстоящем слиянии социальных внебюджетных фондов в некую общую копилку или, тем более, о ликвидации Пенсионного фонда.

Но у этих фондов вполне может появиться общий куратор — для контроля за процессом и для централизации новых инициатив по улучшению и притирке всего механизма.

– Но к Пенсионному фонду ранее возникали серьезные претензии, в частности, со стороны Счетной палаты. Разделяете ли вы критику в адрес его деятельности?

Бодрова: Рассуждать о неэффективности работы ПФР можно бесконечно – деятельность многоуровневая, связанная с большим количеством документов и согласований, и к тому же постоянно находящаяся в процессе реформирования.

Здесь совершенно точно можно найти недостатки и нестыковки, даже не особо напрягаясь. Но все эти недостатки – некритичны, иначе бы система давно перестала работать. Но она функционирует и не простаивает без дела.

Зачем ломать то, что работает?

Пушкарев: Пенсионный фонд с его системой баллов и сбором взносов от работодателей в соответствии с уровнем зарплаты конкретного сотрудника — пока незаменимое звено в российской солидарной пенсионной системе.

Однако на всех уровнях понимают, что поднять кардинально размер страховых пенсий по старости возможно исключительно за счёт увеличения дотаций Пенсионному фонду из федерального бюджета.

И если значительные средства в казне на эти цели в какой-то момент найдутся, то это не заменит сегодняшнюю систему начислений от Пенсионного фонда, а только её дополнит.

Размер пенсии каждого гражданина России определяется на основе таких важных вводных, как наработанный трудовой стаж и от соотношения среднего дохода человека со средней зарплатой по стране — потому такая система учёта необходима и дальше, и функции ПФР как раз и состоят в эффективном выполнении этих расчётов.

– Но если не ликвидация, то, по крайней мере, совершенствование работы ПФР предстоит. В каком направлении?

Бодрова: Никто не мешает разработать более современную систему, решающую ряд социальных вопросов без того стресса, который все это сейчас сопровождает. Документооборот давно должен быть общим с другими социальными ведомствами, чтобы не множить ненужные бумаги и не тянуть время, пока нуждающийся в социальной поддержке соберет все справки.

Он совершенно точно должен быть электронным виде, на базе блокчейна – нужно шагать в ногу со временем, а тут есть огромное поле для развития. Упразднить систему можно всегда – но что придет ей на смену? Если какой-то «сырой» механизм, внедряемый в спешке и с ошибками, то лучше не надо.

Основная целевая аудитория ПФР – это люди старшего возраста, они могут и не понять, что делать с такими технологиями и сбоями внутри них. Стратегия начисления социальных и пенсионных выплат должна быть прозрачной, без сложных баллов или индексов, максимально защищенной, чтобы власть в лице государства не могла по желанию «заморозить» часть средств.

Чтобы механизм управления этим капиталом был эффективным. Все довольно просто, и это вполне реализуемо на базе того ПФР, который есть сейчас.

Пушкарев: Конечно, россияне в массе своей получают сейчас небольшие пенсии – во всяком случае меньше, чем человек заслужил всей своей жизнью и работой.

Но это не означает, что имеющуюся систему учёта нужно полностью перечеркнуть и вместо этого всё поделить поровну, как предлагал ещё Шариков в бессмертном «Собачьем сердце» у Булгакова.

Скорее всего, пенсионная система России может реформироваться в двух направлениях: при наилучшем сценарии, в виде пропорционального дофинансирования к имеющемуся уровню каждой российской пенсии – скажем, по 20 или 30 копеек дополнительно плюс к каждому сегодняшнему пенсионному рублю.

Для этого нужно поднять если не всю экономику, то хотя бы налоги на экспортёров. А при базовом сценарии — задача повысить пенсии будет решаться исключительно за счёт накоплений, которые граждане станут сами делать из своего кармана, через новую систему накопительного страхования, где государство будет выступать гарантом, но вряд ли донором или соинвестором.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2021/02/13/v-rossii-zagovorili-o-likvidacii-pensionnogo-fonda.html

Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году

Пенсионный фонд россии в 2021 году

В этом году продолжает действовать переходный период по повышению возраста, дающего право на пенсию по старости. Несмотря на то, что с января он вырос еще на год, а общее увеличение составило уже три года, пенсии в 2021 году назначаются на 1,5 года раньше нового пенсионного возраста: в 56,5 лет женщинам и в 61,5 год мужчинам.

Такой шаг обеспечивает специальная льгота, которая распространяется на всех, кто должен был стать пенсионером в 2020 году по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения. За счет льготы пенсия им будет назначаться во второй половине 2021-го и первой половине 2022-го – в зависимости от того, на какое полугодие приходится день рождения.

Год рождения женщиныУсловия выхода на пенсиюВозрастГодСтажКоэфф.
1964I полугодие55,52019II полугодие1016,2
1964II полугодие55,52020I полугодие1118,6
1965I полугодие56,52021II полугодие1221
1965II полугодие56,52022I полугодие1323,4
19665820241528,2
19675920261530
19686020281530
Год рождения мужчиныУсловия выхода на пенсиюВозрастГодСтажКоэфф.
1959I полугодие60,52019II полугодие1016,2
1959II полугодие60,52020I полугодие1118,6
1960I полугодие61,52021II полугодие1221
1960II полугодие61,52022I полугодие1323,4
19616320241528,2
19626420261530
19636520281530

Тем, кто в этом году достигнет прежнего пенсионного возраста, пенсия по старости, согласно переходному периоду, будет назначена в 2024 году.

Стоит отметить, что для многих россиян выход на пенсию остался в прежних возрастных границах. В первую очередь это относится к людям, имеющим льготы по досрочному получению пенсии.

Например, шахтерам, горнякам, спасателям, водителям общественного транспорта и другим работникам, занятым в тяжелых, опасных и вредных условиях труда.

Работодатели уплачивают за них дополнительные взносы на пенсионное страхование, и большинство таких работников, как и раньше, выходят на пенсию в 50 или 55 лет в зависимости от пола.

Досрочный выход также сохранился у педагогов, врачей и представителей некоторых творческих профессий, которым выплаты назначаются не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет.

Пенсия при этом оформляется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, который начинает действовать с момента приобретения выслуги лет по профессии.

Например, школьный учитель, выработавший в апреле 2021-го необходимый педагогический стаж, сможет выйти на пенсию в соответствии с переходным периодом через три года, в апреле 2024-го.

Жители Севера в этом году продолжают выходить на пенсию на 5 лет раньше общего пенсионного возраста, но с учетом переходного периода.

Минимальный северный стаж для досрочного назначения пенсии не поменялся и по-прежнему составляет 15 календарных лет на Крайнем Севере и 20 календарных лет в приравненных районах.

Требования по общему страховому стажу также сохранились и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Как и раньше, для получения пенсии должны быть выработаны минимальные пенсионные коэффициенты и стаж. До конца 2021-го они составляют 12 лет и 21 коэффициент.

За год трудовой деятельности при этом учитывается один год стажа и до 10 коэффициентов.

При наличии специальных льгот по стажу и права на премиальные коэффициенты, которые даются за отложенный выход на пенсию, можно сформировать более высокие пенсионные права в течение года.

Повышение требований к пенсионному возрасту не распространяется на пенсии по инвалидности. Они сохранены в полном объеме и назначаются тем, кто потерял трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Напомним также, что пенсионные накопления по-прежнему выплачиваются с 55 и 60 лет либо раньше этого возраста, если соответствующее право появляется досрочно. Чтобы получить накопления, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России, что можно сделать, например, через портал госуслуг.

По предварительным данным, за прошлый год Пенсионный фонд назначил 1,4 млн страховых и государственных пенсий. Большинство назначений (свыше 870 тыс.), пришлось на страховые пенсии по возрасту.

С учетом льготы по выходу на пенсию на полгода до нового возраста (в 55,5 лет для большинства женщин и в 60,5 лет для большинства мужчин) оформлено около 64% всех пенсий по старости (свыше 561 тыс.). Остальные пенсии по старости были назначены по достижении более раннего возраста, который может наступать как за несколько лет до общеустановленного, так и за 10–15 лет или даже раньше.

Источник: https://pfr.gov.ru/press_center/~2021/01/21/219017

Под грифом «Секретно»: В тихих кабинетах готовят продолжение пенсионной реформы – Свободная Пресса

Пенсионный фонд россии в 2021 году

Минфин ведет разработку нового этапа пенсионной реформы. Это следует из плана законопроектной деятельности ведомства на 2021 год.

Согласно документу, к концу года Минфин внесет в правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной систем, которая будет предусматривать «возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».

Интересно, что новацию готовят под грифом «секретно» (других законопроектов, разрабатываемых в тайне от общества, в плане Минфина нет).

В связи с этим составить более полное представление о задумке экономического блока правительства невозможно.

Засекретил закон, вероятно, некогда замминистра финансов, бывший глава ПФР Антон Дроздов. Он курировал в ведомстве пенсионное направление.

Осенью 2020 года Дроздов рассказывал, что было несколько вариантов концепции этого законопроекта. «В результате, в последнем варианте, — это исключительно добровольный формат», — сказал он. Однако в начале февраля Дроздов был уволен из Минфина по сокращению штатов, бросил госслужбу и трудоустроился в банк. Это может отразиться на судьбе законопроекта и пенсиях россиян.

Своим пониманием содержания будущего законопроекта с «СП» поделился проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Ничего сверхъестественного там не предполагается. Будет обсуждаться тема добровольного участия граждан в пенсионных накоплениях.

Скорее всего, начнут реализовывать концепцию, когда гражданам предоставят возможность самостоятельно накапливать пенсионные взносы, а государство при этом будет предоставлять определенные налоговые льготы.

Ничего другого, думаю, не будет. Но возможно, эта система станет обязательной для самозанятых.

«СП»: — Решения большой пенсионной проблемы, включая повышение пенсионного возраста, нехватку средств для нормальных выплат от этого закона ожидать не приходится?

— Нет, конечно.

«СП»: — Почему разработка закона ведется под грифом «секретно»?

— Чтобы это преждевременно не подвергалось критике. Тема пенсионной реформы достаточно болезненна в общественном сознании и поэтому чиновники стараются раньше времени, до того как закон будет окончательно сформулирован, обсужден в ведомствах, не выносить его на обсуждение граждан. Особенно в предвыборный период.

Руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич отмечает отсутствие системного подхода в решении пенсионной проблемы.

— У нас «бьют по хвостам». Сначала поднимают пенсионный возраст, теперь думают о том, что делать с накопительной частью. Но глобально, в целом решать главную проблему — найти источники для нормального формирования ПФР, никто не хочет.

В стране значительная часть населения, работающего и получающая доход, не является плательщиками пенсионных взносов по причине огромного «черного» и «серого» рынка труда.

Кроме того, самозанятые, которых уже миллионы, платят в ПФР минимум, буквально копейки. Гораздо меньше, чем работник у нормального работодателя. Ведь взнос самозанятых фиксированный и небольшой. А пенсии они будут получать нормального размера, как все.

Это не в пику самозанятым. Понятно, что люди выживают, как могут. Раз закон позволяет… Но государство ведь само себе роет яму. Да еще и зачастую способствует тому, что нечистоплотные работодатели переводят классическую трудовую занятость в самозанятость, снижая взносы.

Есть еще проблема льгот по пенсионным взносам в целых секторах экономики, где сильное лобби. Ведь когда принимали нынешнюю систему пенсий, наполнение ПФР было другим. А потом, когда вводили льготы, поток средств уменьшился. Профсоюзы выступают за их отмену.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев не верит Минфину.

— Это все отвлекающие маневры. Где 300 млрд. рублей предыдущей накопительной пенсии? Заморожены. Это значит, кто-то ими пользуется. Думаю, для России накопительная пенсия не годится.

«СП»: — А какая годится?

— У Китая из 1,5 млрд. населения 1 млрд работающих. Их критиковали, но у них прожиточный минимум больше нашего в три раза. Пенсии с 50 и 55 лет. И нет Пенсионного фонда.

Понятно? Так что самое правильное для России — вернуться к нормальной солидарной пенсионной системе и платить пенсии из бюджета. Все же платят свои взносы… Это самое простое и эффективное.

Нет накладных расходов и ничего не теряется.

«СП»: — Наверное, адепты действующего пенсионного порядка не прочь поуправлять деньгами населения, получая за это хорошую зарплату?

— Не поуправлять, а поживиться.

А вот шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарёв советует брать пример не с Востока, а с Запада.

— В странах Европы с высоким «коэффициентом замещения» (35%-40%) зажиточный материальный уровень пенсионеров достигается именно за счет развитой системы накопительных пенсий. Поэтому движение в сторону увеличения роли накопительных пенсий давно назрело и в России.

У нас имеются высокие ежегодные купонные выплаты не только по ОФЗ, но и по облигациям надежных компаний с госучастием, в которые пенсионные фонды могут по сути гарантированно вложить до 70%-80% сбережений, не рискуя реально основной массой денег. А в дополнение — есть приносящие неплохие процентные дивиденды от 6%-7% акции «Роснефти», «Лукойла», «Норникеля» и других «голубых фишек».

И это при уже подросшей стоимости акций. А пониженные котировки во время падения отчасти компенсировались и еще более высоким процентом дивидендных выплат.

Если для одобренных, включенных государством официально в новую систему фондов, которые управляют добровольными накоплениями российских граждан на старость, законодательно ограничить вложения этих пенсионных денег в иностранные бумаги только очень малым процентом, и четко прописать максимальную относительную долю вообще вложений в какие-либо акции, то новой накопительной системе будет на что опираться.

И эта опора (но пока в потенциале, теоретически) внушает, куда большее доверие в плане перспектив суммарного роста пенсий в 1,5−2 раза в реальном выражении на обозримом горизонте хотя бы 10−15 лет, по сравнению с солидарной системой, где собрать настолько больше средств пока просто невозможно. Да и не слишком полезно для экономики: бизнесу и не так недостает свободных денег.

«СП»: — Что нужно сделать, чтобы теория накопительных пенсий стала практикой?

— В первую очередь — программе накопительных пенсий в стране нужны госгарантии и четко прописанная система наследования неиспользованных денег супругами и ближайшими родственниками.

Называться эта система может хоть ГПП, хоть любой другой аббревиатурой, но главный элемент и «секрет» — чтобы привлечь людей, закон должен дать однозначные гарантии, что лицензированный государством частный управляющий фонд не может прогореть.

А чтобы правительство могло эти обязательства обеспечить, а не покрывать, если что, недоимки за счет бюджета, уполномоченные управляющие фонды в рамках накопительной программы должны иметь достаточно большой собственный капитал.

А еще — отчитываться регулярно перед будущими пенсионерами, государством за соблюдение правил распределения средств между инструментами с гарантированной и негарантированной доходностью (первых должно быть в портфеле по закону на порядок больше).

И, конечно, отчитываться прозрачно обществу о результатах.

Увы, но пока в публичных заявлениях правительства по ГПП внятно речь о госгарантиях от нерыночного характера проблем внутри самого управляющего фонда — как то не шла.

А без этого фонды для пенсионного накопления вряд ли скоро обретут популярность, учитывая весь предыдущий печальный опыт. Скорее уж люди станут покупать ценные бумаги и копить сами.

«СП»: — Как можно улучшить положение стариков прямо сейчас?

— Государство могло бы регулярно доплачивать к пенсиям из бюджета оговоренную сумму в зависимости от бюджетных поступлений за последние год-два.

Условно, это могли бы быть дополнительные 20 или 30 копеек к каждому рублю, который ПФР насчитал пенсионеру по солидарной «справедливости». Точнее по всем использующимся сейчас формулам.

Но даже это не решит проблему кардинально, хотя и может облегчить заметно жизнь пенсионеров за счет казны.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/290396/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть