Предмет служебного подлога

Содержание

Служебный подлог: состав преступления и наказание по статье 292 УК РФ

Предмет служебного подлога

Пользуясь служебным положением, злоумышленники могут вносить изменения в официальные документы. Это преступление в уголовном праве квалифицируется, как подлог. Важная характеристика совершённых действий – документы должны быть официальными.

Понятие служебного подлога и его признаки

Служебный подлог – это внесение в официальные документы изменений или ложных данных.

Мотивы таких действий обычно корыстные или выраженные в иной личной заинтересованности человека, совершающего подлог.

Подлог может быть выражен двумя действиями:

  • В документы внесены изменения, которые искажают их смысл.
  • Составлены ложные документы.

Действия могут быть совершены одновременно или последовательно, либо преступление совершено с помощью только одного из них.

Отличие служебного подлога от аналогичных составов

Важное различать подлог и превышение служебных полномочий. При подлоге виновный действует в рамках полномочий, но вносит в документы ложные данные (статья 292 УК РФ).

Служебный подлог и фальсификация доказательств могут совпадать по ряду характеристик, но различаются по субъекту. Доказательства фальсифицируют следователи, дознаватели и иные компетентные лица, а сам сфальсифицированный документ потом используют в деле. При подлоге неважно будет ли использован изменённый документ, достаточно самого факта внесения в него изменений.

Квалификация служебного подлога

Как и для любого преступления, для квалификации подлога по статье 292 УК РФ нужно определить его объект, предмет и субъект. Всё это определяет состав преступления.

Предметом подлога всегда является официальный документ, имеющий реквизиты, номер и дату составления, печати и подписи официальных лиц.

Объект преступления – деятельность государственных служб по выпуску юридически значимых документов.

Соответственно, противоправные действия с этими документами считаются объективной стороной подлога.

Субъект – должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий.

Субъектом будет прямой умысел и мотив преступника, выраженный в корыстных целях или личном интересе.

Как только изменения внесены в документ, служебный подлог будет считаться совершённым преступлением.

Проблемы квалификации служебного подлога

Важная особенность квалификации данного правонарушения в том, что состав преступления наступает только, если изменение документа произошло при выполнении служебных полномочий. Если должностные возможности не были использованы, то и состава преступления не будет. В этом случае преступление квалифицируют, как подделку документов или превышение полномочий.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Другой вид проблем квалификации преступлений по статье 292 УК РФ связан с тем, что они могут быть частью мошенничества или хищения.

В рамках 285 статьи УК подлог может рассматриваться как разновидность превышения полномочий. В данном случае он не является самоцелью, а лишь средством совершения преступления.

Виды служебного подлога

Основных разновидностей такого деяния всего две:

  • Интеллектуальный подлог. Создание документа на официальном бланке с внесением в него ложных сведений.
  • Материальный подлог. Внесение ложной информации в уже созданный документ.

Важно понимать, что при служебном подлоге ложные данные вносятся в настоящий документ.

Также могут различать виды подлога по месту их совершения и по категории виновных служебных лиц.

Как обнаружить служебный подлог?

Для выявления преступления обычно проводят криминалистическую и почерковедческую экспертизы. В результате выявляют поддельные штампы, бланки, подписи и внесённый текст.

Ответственность за служебный подлог

По санкциям статьи 292 УК РФ нарушителя могут наказать:

  • Штрафом (до 80 тысяч или в размере полугодового дохода).
  • Обязательными (до 480 часов), исправительными или принудительными работами (до 2 лет).
  • Арестом (до полугода).
  • Лишением свободы (до 2 лет).

Дополнительно обычно запрещают занимать должности на государственной службе.

Если действия преступника привели к существенному нарушению прав и интересов граждан или государства, то меры наказания будут более строгими (в соответствии со 2 частью 292 статьи УК РФ):

  • Штраф до полумиллиона рублей.
  • Принудительные работы до 4 лет.
  • Лишение свободы до 4 лет.

К принудительным работам и лишению свободы могут дополнительно назначить запрет на занятие определённых должностей на 3 года.

Срок давности за служебный подлог

По первой части 292 статьи подлог относится к преступлениям небольшой тяжести, а значит и срок давности будет равен 2 годам.

Если же действия преступника будут квалифицированы по 2 части 292 статьи, то срок давности увеличится до 6 лет (для преступлений средней тяжести).

Судебная практика

Частый случай служебного подлога – выписка врачами фальшивых листков нетрудоспособности. В этом случае вносятся ложные данные в карточки пациентов и в листы нетрудоспособности. На их основании они получают социальные пособия.

В конкретном случае по одному из таких дел врач был приговорён судом к исправительным работам на полгода с взысканием 10% его заработка в доход государства.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/sluzhebnyj-podlog-sostav-prestupleniya-i-nakazanie-po-state-292-uk-rf/

Анализ судебной практики применения статьи 292 УК РФ (Служебный подлог). – Мониторинг правоприменения

Предмет служебного подлога

В статье 292 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 Уголовного кодекса). Ответственность по части второй указанной статьи наступает за те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 292 УК РФ, является умышленными в силу указания на мотив – корыстную или иную личную заинтересованность. По категории тяжести деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 292 УК РФ, отнесено законодателем к преступлению небольшой тяжести, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ, – к преступлениям средней тяжести.

Криминологическая характеристика.

В результате исследования 68 решений судов в 28 субъектах Российской Федерации (г. Москва, г.

Санкт-Петербург, Саратовская область, Ростовская область, Свердловская область, Челябинская область, Оренбургская область, Новосибирская область, Самарская область, Ярославская область, Иркутская область, Тульская область, Тюменская область, Орловская область, Сахалинская область, Волгоградская область, Ленинградская область, Пермский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Республика Мордовия) c 2015 по 2018 г. были получены следующие результаты.

Были выделены 4 основные сферы, в которых наиболее часто совершаются данные преступления:

  • •        охрана правопорядка, в том числе расследование преступлений и привлечение к административной ответственности, – 18 дел (26,5 %);
  • •        исполнение наказаний – 3 дела (4,4 %);
  • •        образовательная деятельность (высшее и средне-профессиональное образование) –  16 дел (23,5 %);
  • •        медицинская деятельность –  15 дел (22 %).

 В зависимости от квалификации преступлений по разным частям ст. 292 УК РФ дела распределились следующим образом: по ч. 1 ст. 292 УК РФ было квалифицировано 48 преступлений, что составило  70,6 %, по ч. 2 ст. 292 УК РФ – 20 преступлений, что составило 29,4 %. Среди всех проанализированных решений квалификация содеянного только по ст.

292 УК РФ имела место в 20 случаях (29,4 %), по совокупности – в 48 случаях (70,6 %), в том числе по совокупности с иными преступлениями против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 286, 290, 291.2, 293 УК РФ) – 36, с посягательствами на собственность (ст. 159, 159.

2, 160 УК РФ) – 10, с посягательствами на интересы правосудия (ст. 303, 305 УК РФ) – 4.

Предметом служебного подлога наиболее часто выступали процессуальные документы, издаваемые в рамках осуществления производства по уголовным делам – 7 случаев (10,3 %),  процессуальные документы по делам об административных правонарушениях –  8 случаев (11,8 %), листки временной нетрудоспособности, карты учета диспансеризации и акты медицинского освидетельствования – 15 случаев (22 %), зачетные книжки, экзаменационные листы, зачетно-экзаменационные ведомости – 16 случаев (23,5 %).

Выявлено три наиболее распространенных способа осуществления служебного подлога: изготовление поддельного документа (с использованием официальных бланков) – 26 приговоров (38,2 %), внесение заведомо ложных сведений, имеющих юридическое значение, в документ – 33 приговора (48,5 %), подписание документа, содержащего сведения, не соответствующие действительности, с фиксацией юридически значимых фактов – 9 приговоров (13,2 %).

Характеристика лиц, совершающих преступления, предусмотренные ст. 292 УК РФ (ряд анализируемых приговоров вынесен в отношении 2 лиц).

Квалификация преступленияХарактеристика должностного лицаИтого
Представитель властиЛицо, выполняющее организационно-распорядительные и/или административно-хозяйственные функции
Ч. 1 ст. 292 УК РФ133851
Ч. 2  ст. 292 УК РФ111021
Итого:244872

Распределение лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 292 УК РФ, по сферам деятельности.

Сфера деятельностиОсужденные
количество% от общего числа
Охрана правопорядка, в том числе:- следователи, дознаватели,- инспекторы ДПС,- иные сотрудники полиции- судьи20595127,8
Исполнение наказаний34,2
Образовательная деятельность1622,2
Медицинская деятельность1520,8
Иная1825

Следует подчеркнуть, что в рамках исследованной практики все лица, привлеченные к ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, являлись лицами, не имеющими судимости.

Заслуживает внимания наказание, которое было назначено указанным лицам. В большинстве случаев за совершение преступления, предусмотренного ст.

292 УК РФ, назначаются наказания, не связанные с изоляцией от общества –  штраф, обязательные работы, исправительные работы.

Лишение свободы назначается в подавляющем большинстве случаев только по совокупности преступлений, при этом из 12 приговоров к лишению свободы в 8 случаях наказание было назначено условно.

В 5 случаях лица были освобождены от ответственности с уплатой судебного штрафа (6,9 %). В 3 случаях дело было прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в одном – в связи с деятельным раскаянием. Еще в одном случае уголовное дело было прекращено на основании п. 1 ч. 6, п.

7 ч. 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Выявлен один случай оправдания по ст. 292 УК РФ в связи с отсутствием состава преступления.

Распределение осужденных по ст. 292 УК РФ по видам назначенного наказания.

Квалификация преступленияВсего осужденныхНазначенное наказание
ШтрафОбязательные работыИсправительные работыЛишение свободы
реальноеусловное
Ч. 1 ст. 292 УК РФ4127311
Ч. 2 ст. 292 УК РФ19748
Итого603431148

Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности за преступление, предусмотренное ст. 292 УК РФ,  было назначено по только 10 приговорам (14,7 %).

Проблемы уголовно-правовой квалификации.

  1. Определение предмета преступления.

Трудности определения предмета преступления – официального документа –  по ст. 292 УК РФ обусловлены тем, что понятие «официальный документ» в УК РФ не раскрывается.

На уровне международных и национальных нормативно-правовых актов существует несколько норм, содержащих дефиницию официального документа[1], однако эти определения даются для целей соответствующего нормативно-правового регулирования, в связи с чем не могут быть механически применены для решения уголовно-правовых задач.

Источник: https://pravoprim.spbu.ru/yurisprudentsiya/osnovy-pravovoj-sistemy/item/442-analiz-sudebnoj-praktiki-primeneniya-stati-292-uk-rf-sluzhebnyj-podlog.html

Официальный документ как предмет служебного подлога: понятие, признаки, виды

Предмет служебного подлога

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

185

УДК 347.1 С.А. Стяжкина

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ КАК ПРЕДМЕТ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Рассматриваются проблемы определения критериев и признаков официального документа как предмета должностных преступлений. Целью является определение признаков и дефиниции понятия «официальный документ» применительно к составу служебного подлога (ст.292 УК РФ) на основе анализа существующих точек зрения и материалов судебной практики.

Объектом исследования выступают уголовно-правовые нормы и материалы правоприменительной практики, регулирующие сферу официального документооборота. Были сделаны следующие выводы. Во-первых, официальный документ обладает свойством порождать, изменять либо прекращать правоотношения. Во-вторых, применительно к составу служебного подлога (ст.

292 УК РФ) он исходит от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, воинских частей и других воинских формирований.

Кроме того, к числу формальных признаков официального документа следует отнести требования к оформлению документов (реквизиты, штампы, печати, подписи) и его включенность в систему регистрации и учета.

Ключевые слова: официальный документ, служебный подлог, должностное лицо, реквизиты документов, юридические последствия.

Проблемы определения понятия и признаков официального документа как предмета ряда преступлений, предусмотренных разд. X УК РФ «Преступления против государственной власти», традиционно вызывают научный и практический интерес. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, все более расширяется сфера официального документооборота, появляются новые виды документов, например электронные документы.

Во-вторых, уголовное законодательство, используя термин «официальный документ» в качестве конструктивного признака составов преступлений не раскрывает его содержания и критериев, а судебная практика крайне непоследовательна в признании тех или иных документов в качестве официальных, что создает значительные трудности при квалификации данных преступлений. Кроме того, практически все исследователи констатируют, что ни в судебной практике, ни в теории нет единого мнения о том, какой документ следует считать официальным.

Определение «официального документа» встречается в заонодательстве, в частности Федеральный закон от 29.12.1994 г.

«Об обязательном экземпляре документов» говорит о том, что документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения, а официальный документ – это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. В связи с этим возникает вопрос: может ли данное определение использоваться в уголовном законодательстве и для признания того или иного документа в качестве официального. В поддержку положительного ответа на данный вопрос можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №1236-00 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Юлии Сергеевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации». Заявительница в жалобе утверждала, что примененная в ее деле норма ст. 292 УК РФ, как не содержащая разъяснения употребленного в ней понятия «официальный документ», является неопределенной в части, касающейся признаков предмета посягательства. По мнению заявительницы, это позволяет суду произвольно толковать данное понятие и применять его расширительно.

На что Конституционный Суд ответил, что Конституция Российской Федерации уголовное законодательство относит к предмету ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71).

Реализуя указанное право, исходя из публичных интересов обеспечения и защиты установленного порядка документооборота, документального удостоверения юридически значимых фактов и учитывая множественность видов и форм документов и их предназначение, федеральный законодатель в ст.

292 УК РФ предусмотрел ответственность за внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, в официаль-

2014. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, не определяя понятие официального документа.

Вместе с тем оценка документа как предмета данного преступления не является произвольной, поскольку официальными документами в силу действующего законодательства (ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 г.

№77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов») являются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Таким образом, Конституционный Суд РФ определил, что при квалификации действий по ст. 292 УК РФ следует руководствоваться дефиницией, содержащейся в Федеральном законе от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов».

Следует отметить, что в теории уголовного права данная позиция Конституционного Суда РФ имеет как своих сторонников, так и противников. О.С.

Степанюк указывает, что такой бланкетный подход «способен негативно сказаться на правоприменительной практике следственных органов и судов, когда определение понятия “официальный документ” из другой правовой сферы будет использоваться в качестве шаблона» [1]. А А. Рарог и Л. Букалерова считают, что содержащееся в ст.

5 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» определение официального документа в силу своей неконкретности не может быть использовано уголовным правом [2. С. 71]

Действительно, данное определение, на наш взгляд, не совсем полно отражает признаки официального документа. Хотя в целом, представляется, что его можно взять за основу при раскрытии содержания и признаков официального документа применительно к ст.292 УК РФ.

Исходя из анализа различных точек зрения и судебной практики можно выделить ряд признаков, необходимых для признания документа официальным.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnyy-dokument-kak-predmet-sluzhebnogo-podloga-ponyatie-priznaki-vidy

Критерии оценки официального документа как предмета служебного подлога

Предмет служебного подлога

У сотрудников правоохранительных органов Кировской области иногда возникают вопросы об отнесении того или иного документа к официальным как к предмету преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ (Служебный подлог), с позиции уголовного права.

Следует отметить, что поставленные вопросы представляют определенную сложность для правоприменителя, о чём, например, может свидетельствовать обращение с подобным вопросом прокурора для дачи заключения об отнесении к официальным документам Журнала учета информации (ЖУИ) в органах внутренних дел к П.С. Яни.

Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать дефиниции официального документа, которые дали ведущие специалисты в области уголовного права РФ в учебной и научной литературе.

По мнению Б.М. Леонтьева, «Официальным документом следует считать письменный или иной формы акт, исходящий от государственного или муниципального органа, учреждения, организации или предприятия, предназначенный удостоверить события или факты, которые порождают для использующих их лиц определённые юридические последствия, например, паспорт, удостоверение личности, трудовая книжка».

Б.В.

Волженкин полагал, что «Официальный документ в качестве служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую (исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и войсковых вооруженных формирований, в равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактом и событий, имеющих юридическое значение.

В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определённые юридические последствия.

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идёт о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем».

А.Э. Жалинский под ними понимал в узком смысле слова документы, исходящие из органов власти различных ветвей, в которых работают лица, могущие быть субъектами данного преступления (ст. 292 УК РФ).

В широком смысле слова официальными являются и различного рода документы, в том числе документы первичного учета, исходящие из организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Официальными являются только те документы, которые исходят из соответствующих публичных органов и имеют надлежащее правовое оформление, т.е.

реквизиты, подписи, заверяющие, утверждающие, отметка о внесении в реестры и другие, соответствующие правилам документооборота признаки.

Т.Б. Басова пишет, что «нормативного определения понятия «документ» в уголовном законодательстве нет. Федеральный закон РФ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» в ст.

2 давал следующее определение документа: «документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Однако подобное определение не снимало неясности при применении уголовного закона.

Действующий Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определения документа не содержит».

Анализируя уголовно-правовую литературу, она выделила основные признаки официального документа, отметив, что, определяя этот материальный объект, исследователи используют различные термины: «предмет», «акт», «форма».

Но определение документа через указанные понятия не учитывает современных условий развития общества. По ее мнению, определяя понятие документа, названного в ст.

292 УК РФ, и характеризуя его материальность, более точным будет употребление словосочетания «материальный носитель информации»…

В качестве другого признака официального документа Т.Б. Басова называет его письменность.

«Документ – письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными или компетентными учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей».

С учётом внедрения в сферу документирования средств электронно-вычислительной техники, Т.Б. Басовой указан третий признак официального документа как предмета служебного подлога то, что он представляет собой зафиксированный в специфической форме материальный носитель информации.

Исходя из многочисленных определений понятия документа, дающихся в юридической литературе, Т.Б. Басова указывает на его основное свойство (признак) – его способность служить доказательством, подтверждением каких-либо событий, фактов. При этом, как она отмечает, документ должен отвечать требованию удостоверять такие события и факты.

В качестве другого важного признака документа она называет источник его происхождения. Как известно, по источнику происхождения документы в теории уголовного права подразделяются на два вида: официальные и частные, т.е.

документы классифицируются по субъекту, от которого они исходят. Официальными являются документы, исходящие от государственной организации либо от должностных лиц. Частными же признаются документы, исходящие от частных лиц.

На основании этого Т.Б. Басова считает необходимым отметить такой обязательный признак документов рассматриваемого вида, как компетентность органа, учреждения и их должностных лиц.

«В соответствии с этим требованием документ должен исходить от органа, должностного лица, имеющего полномочия по их подготовке, выдаче либо удостоверения, а содержащиеся в них факты, сведения, права – вытекать из этих правомочий».

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте “Независимый советник“.

Наша задача – делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, подписывайтесь на канал.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/kriterii-ocenki-oficialnogo-dokumenta-kak-predmeta-slujebnogo-podloga-6012b08e1dce1b4b967148bd

Служебный подлог ст. 292 УК РФ: комментарии и определение нюансов

Предмет служебного подлога

В ст. 292 УК РФ определено понятие служебного подлога, и перечислены возможные варианты санкций за совершение такого преступления.

Подлог определяется как указание заведомо ложной информации или целенаправленное внесение изменений в официальные документы, искажающие суть и смысл. Не важно какой именно вид имеет документ: подлог можно осуществить на бумажном или электронном носителе.

Зачастую употребляя термин служебный подлог, люди вкладывают в него смысл несколько отличный от истинного понимания. В чем суть данного действия, как определяется подлог, возможность и цели совершения, и какое наказание, может повлечь за собой содеянное, рассмотрим в данной статье.

Субъектами могут являться служащие любого федерального или местного учреждения, даже не являясь при этом должностным лицом.

Безусловным признаком подлога считается использование возможностей, предоставляемых служебным положением.

Состав преступления предполагает обязательное наличие личной заинтересованности.

Мотивы

Мотивом может быть получение материальной выгоды или, каких-либо привилегий, протекций, будущее лояльное отношение руководства или завышение результатов ради престижа.

Заинтересованность лица, совершающего подлог, может носить личный характер или субъект может искать выгоды для других.

При обнаружении факта подлога желаемые результаты не учитываются, как не учитывается собственно неиспользование результатов фальсификации. Подлог считается совершенным в момент окончания внесения поправок.

Объект и предмет

Разбираясь в ситуации, следует разделять понятия «объекта» и «предмета». Объектом преступления являются государственные интересы, в части исполнения госорганами своих функций, а предметом – официальные акты и постановления, регулирующие или подтверждающие результаты данной деятельности.

Совершение преступления, мешающего осуществлению нормального функционирования любого государственного или муниципального учреждения, является объективной стороной преступления.

В данном случае предметом может выступать не каждый документ. Носитель информации должен отвечать конкретным требованиям. Речь идет не о материале носителя, а о его качественной стороне.

В качестве предмета рассматриваются официальные акты: юридически значимые федеральные или территориальные официальные постановления или связанные с ними документы. Которые могут быть как исходящими, так и входящими, при условии, что они прошли официальную регистрацию.

[warning]Важно знать: физическое наличие фирменного бланка не имеет принципиального значения. Главным считается наличие печати, штампа и подписи.[/warning] К документам, предлагаемым в качестве предмета, предъявляются следующие требования:
  1. Акт должен удостоверять конкретные результаты событий, имеющих юридическое или экономическое значение. При этом он может быть разрешительного или запретительного характера.
  2. Обязательным признаком является наличие реквизитов: даты составления, штампа органа власти или организации, входящий или исходящий регистрационный номер, подпись с указанием должности, фамилии и инициалов лица, составившего документ, печать.

Объективная сторона

Существует два варианта совершить подлог:

  • составление документов, независимо от их формы, с заведомо искаженными фактами;
  • совершить исправления информативной части, путём корректировки или искажения содержания текста.

Способы совершения подлога принято разделять на интеллектуальный и материальный. В первом случае имеется в виду изготовление на фирменном бланке нового документа, содержащего ложные сведения. При втором способе совершения, вносятся изменения в уже существующий официальный документ.

Установление факта

Не всегда при обнаружении официального документа можно установить факт подлога. Определяя источник поступления документа, важно определить лицо его составившее и установить были ли у субъекта полномочия на составление и подписание акта.

Если данные действия не входят в его служебные обязанности, то квалифицировать деяние как подлог не получится. В такой ситуации, или при подделке неофициального документа, действия субъекта подпадают под статью 327 УК РФ. Вполне возможна ситуация с конкуренцией обеих статей.

Для установления состава преступления не требуется установление последствий от использования нелегитимного документа. Деяние признается совершенным по окончании самого акта внесения ложных изменений или умышленного составления неверного документа.

Последующая судьба документа, использование его в каких-либо инстанциях или для каких-либо целей 292 статьей не комментируется. Но размер последствий и их эффект (он может оказаться положительным) учитывается при определении степени тяжести наказания.

Материал по теме  Декриминализация – статья 116 УК РФ

Чаще всего служебный подлог производится для достижения какой-либо цели, для совершения либо сокрытия уже совершенного действия, как правило, незаконного. В такой ситуации субъект понесет ответственность одновременно за оба преступления. Либо за подлог и подготовку к иному незаконному деянию, если факт совершения удалось предотвратить.

Возможные последствия

Статьей определяется достаточно широкая вариативность наказания. В зависимости от последствий использования фальсифицированного документа судья может вынести приговор и назначить наказание в форме:

  • штрафа размером от 100 до 200 минимальных окладов или в объеме равном заработной плате субъекта за 1 или 2 месяца;
  • прохождения обязательных работ в течение срока продолжительностью до 240 часов;
  • исправительных работ на период от 12 до 24 месяцев;
  • заключение под стражу на срок до 2 лет.

В зависимости от тяжести последствий подлога срок давности по данному преступлению истекает максимум через 6 лет. Подлог редко является самостоятельным преступлением.

[advice]Обратите внимание: наказание будет дополнено санкциями в соответствии с совокупностью статей.[/advice]

Служебный подлог уникален в части субъекта, совершающего преступные действия. Им может являться сотрудник государственного учреждения любого уровня. Со стороны субъекта всегда просматривается наличие прямого умысла, а именно заведомость действий субъекта. Личная прямая заинтересованность (финансовая или моральная) – обязательный признак субъективной части подлога.

Нюансы

Итак, умысел или мотив являются неотъемлемым признаком подлога. Состава преступления не будет, если не доказан умысел.

Факт преступного деяния считается совершенным в момент окончания внесения искажающих правок или написания ложного официального документа, при этом не важно были ли впоследствии отменены поправки или документация была изъята.

Рассматривая такое обстоятельство необходимо учитывать, что внесение в официальный реестр недействительных данных, являющихся основанием для оформления гражданства, действие попадающие в область, регулируемую ст. 292.1 в ч.

1 Уголовного Кодекса РФ.

Фактически это два преступных деяния: служебный подлог, ставший основанием для незаконной выдачи паспорта гражданина РФ. Служебный подлог не требует квалификации в отдельное преступление, если он является конструктивной составляющей иного деяния.

Источник: https://pravovik.guru/ugolovnoe-pravo/sluzhebnyj-podlog-st-292.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть