Родители заказчики образовательных услуг

Родители как социальные заказчики образовательных услуг

Родители заказчики образовательных услуг

Специально разработанная анкета Беспаловой позволила изучить ожидания и потребности родителей относительно качественного дошкольного образования, выяснить насколько удовлетворены родители (законные представители) образовательным процессом, качеством образовательных услуг.

Анализ опроса родительской общественности.

На вопросы предложенной анкеты все родители высказались позитивно и конструктивно. Можно сказать, что родители настроены на партнерские отношения.

На вопросы: Нравится ли Вам детский сад, который посещает Ваш ребенок? Информированы ли Вы о работе детского сада? Удовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса? Все родители (100%) указывают, что детский сад им «нравится», считают, что о работе ДОУ информированы, удовлетворены организа­цией учебно-воспитательного процесса.

Важность профессионализма педагогов при оценке характеристик качественного образования указали более (95 %) опрошенных. Особое значение родители уделяют профессионализму педагогов, работающих в учреждении ДОУ, отмечая, что именно от них зависит интерес детей к занятиям, доброжелательная атмосфера в коллективе, положительные результаты получаемого образования.

На вопрос: Нуждаетесь ли Вы в оказании помощи по вопросам обучения и воспитания детей, какими специалистами? Родители высказывают мнение о том, что такая потребность есть и не только помощь воспитателя, но и узких специалистов, таких как педагог-психолог, логопед.

Для родителей дошкольников важным является — подготовка детей к обучению в школе. В детском саду, по мнению родителей, ребенка должны в первую очередь научить читать, писать и считать, заниматься развитием внимания, памяти, мышления, речи.

Несмотря на то, что ожидания родителей соответствуют идеям государственной политики о необходимости предшкольного образования, создания равных стартовых возможностей детей для обучения в школе, такое представление о подготовке к дальнейшему обучению может привести к ухудшению здоровья детей и возникновению трудностей при вхождении в школьную жизнь, которая потребует от ребенка проявлений любознательности, умственной активности и настойчивости, умений выполнять правила, самостоятельно организовывать свою деятельность, конструктивно общаться со сверстниками.

На вопрос об удовлетворенности качеством оказываемых дополнительных услуг в детском саду положительно высказались (80 %) опрошенных родителей. При этом каждый второй из родителей указывает на то, что их ребенок посещает дополнительные занятия за пределами ДОУ. Это спортивные секции, музыкальная школа и в большинстве своем занятия по подготовке детей к школе.

На вопрос: Удовлетворены ли Вы подготовкой ребенка к школе? положительно отвечают 59 %.

На вопрос: В каком образовательном учреждении Вы хотели бы продолжить обучение вашего ребенка? 25 % родителей выбирают гимназию, лицей; 75 % родителей указывают среднюю общеобразовательную школу.

Важной для получения качественного образования, по мнению опрошенных (более 98 %), является и хорошая материально-техническая база учреждения, включающая необходимое оборудование помещений, оснащенность материалами, инструментами, снаряжением и т.д. Всем необходимым, по мнению родителей, детский сад оснащен на достаточно хорошем уровне.

Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, о том, что отношение у большинства родителей к различным аспектам обучения и воспитания в ДОУ положительное, но отме­чается неудовлетворенность родителей готовностью ребенка к школе.

Следует отметить, что на отношение родителей к качеству образования детей оказывает значительное влияние система ценностных ориентаций самих родителей.

Большинство отечественных исследователей пришли к выводу, что нравственная атмосфера в семье, ее уклад, стиль являются ведущими в формировании личности ребенка. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, педагогическая культура родителей.

Социальные ценности, атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой. Ценности, принятые в современных семьях и транслируемые родителями детям, существенно отличаются. Как заметил Б. Т. Лихачев, «…успех в воспитании зависит не только от знания педагогических истин, приемов, но и от … жизненной философии, ценностных установок…» [3].

Можно предположить, что ценностное отношение родителей к качеству образования детей обусловлено внутренними мотивами, связанными с системой ценностных ориентаций родителей, и внешними условиями, связанными с требованиями социума к интеллектуальному развитию ребенка. Возрастание требований социума к интеллектуальному развитию ребенка оказывает влияние на изменение ценностного отношения родителей к качеству образования.

Поэтому следующим этапом исследования было изучение ценностных ориентаций родителей с помощью экспресс — диагностики социальных ценностей личности.

В данной методике выделены следующие шкалы ценностей: профессиональные, финансовые, семейные, социальные, духовные, физические, интеллектуальные. Нами была введена шкала образовательных ценностей.

Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений личности.

Анализ материалов опроса выявил, что родители дошкольников отмечают самые высокие показатели в шкале образовательных ценностей, в которой достойное образование детей как ценность отметили в 90 баллов, наименее значимой собственное образование, повышение квалификации (70 баллов).

Высокие показатели по шкале семейных ценностей, в которой наиболее значимой ценностью является времяпрепровождение в кругу семьи (94 балла), менее значимой — удачное замужество (82 балла), надо заметить, что в опросе участвовали только родители — мамы.

Следующая по показателям шкала — профессиональные ценности, в которой ценным указывают наличие увлекательной работы, доставляющей удовольствие (90 баллов), при этом карьера как ценность менее значима — 60 баллов.

Важным являются ценности по социальной шкале, а именно зна­комство с новыми людьми, социальные мероприятия (89 баллов) и несколько близких друзей (87 баллов), показатели примерно одинаковые.

Анализ материалов опроса выявил, что родители дошкольников отмечают как наименее значимые духовные ценности — медитацию, молитвы, размышления (23 балла), при этом в данной шкале религия как ценность имеет 53 балла. Также наименьший показатель имеет шкала общественные ценности — работа на добровольных началах (38 баллов), а вовлечение в общественную деятельность — 65 баллов.

В результате исследований было установлено, что наиболее значимыми ценностями для родителей являются семейные (176 баллов), социальные (176 баллов) и образовательные (170 баллов) ценности. Наименее значимым являются духовные (самый низкий показатель — 76 баллов) (таблица 2).

Таким образом, полученные в ходе исследования данные дают нам возможность понимать ожидания родителей и их отношение к качеству образования и воспитания в ДОУ, а понимание ожиданий родителей, стремление их реализовать в деятельности конкретного детского сада дает возможность повысить качество предоставляемого дошкольного образования, успешно подготавливая детей к обучению в школе, жизни в современном обществе.

Вывод (закрепление):

– Какими правами обладает ребенок?

– Какие права и обязанности имеют родители и взрослые по отношению к детям?

Источник: https://poisk-ru.ru/s41899t7.html

Статья Родители как потребители образовательных услуг в ДОО

Родители заказчики образовательных услуг

Статья

Родители как потребители образовательных услуг ДОО.

За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами.

Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений.

Проблема развития маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах.

Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и  коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из структуры маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения предложенной С.А. Езоповой,  была разработана структура маркетинговой деятельности, которая более полно раскрывает этапы организации маркетинговой деятельности в детском саду:

1.  Мотивирующий этап  – создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования, для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения

2.

Аналитико-прогностический этап – анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада. Отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.

3. Организационный этап – создание комплекса маркетинга детского сада: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).

4. Координационно-корректирующий – управление маркетинговой деятельностью  дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.

5. Рефлексивно-оценочный этап –  оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.

     Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно рассмотреть, исследуя следующие особенности:

– образовательная услуга;

– финансирование образовательного учреждения;

– потребители образовательных услуг;

– маркетинговая среда образовательного учреждения;

– конкуренты на рынке образовательных услуг.

Факторы, влияющие на успешность реализации марке­тинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения – составляют маркетинговую среду образовательного учреждения. Маркетинговая среда состоит из мак­ро- и микросреды .

Маркетинговая макросредавключает в себя глобальные факто­ры (политико-правовой, экономический, социально-демографи­ческий, культурный, научно-технический, экологический), оп­ределяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.

Маркетинговая микросредадошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружа­ющих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его дея­тельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, кон­тактные аудитории, конкуренты и потребители.

В данном аспекте,  деятельность детского сада  может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды.

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой,  и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо .

         Образовательная услуга обладает характерными особенностями:  услуги нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем; образовательную услугу невозможно сохранить.

         Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых, основных услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.

         Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по одной из трех моделей: бюджетное, долевое, внебюджетное.

         Модель бюджетного финансирования осуществляется на основе нормативов, и подразделяются на основное и дополнительное финансирование.

         В зависимости от типа образовательного учреждения расчет нормативов включает различные соотношения двух ведущих показателей: фонда оплаты труда и фонда материальной обеспеченности.

Фонд оплаты труда включает расходы на заработную плату и единый социальный налог на ее в расчете на одного воспитанника.

Фонд материального обеспечения включает учебные расходы, текущие хозяйственные расходы, оплату услуг связи в расчете на одного воспитанника.

         Долевое финансирование предполагает разделение расходов на функционирование детского сада между государством, учредителями и родителями. За чет государства осуществляется оплата образовательных услуг в государственных образовательных организациях.

         Внебюджетное финансирование связано с функционированием общественных организаций, благотворительных организаций, с ситуативным привлечением средств,  а также с деятельностью областных, городских, районных фондов поддержки образования.

Таким образом, маркетинговая деятельность дошкольного учреждения, в рамках предполагаемого финансирования, направлена создание материальных доказательств полезности и необходимости для потребителя.

Потребителями образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений выступают, как правило, дети и родители. Основой для приобретения образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения могут быть:

– необходимость в трудовой деятельности родителей ребенка;

– обеспечение условий, способствующих всестороннему развитию ребенка;

– решение проблем  социализации ребенка дошкольного возраста;

– подготовка ребенка к школе;

– необходимая коррекционная помощь ребенку, имеющему отклонения в развитии.

         Поведение родителей на рынке образовательных услуг определяется факторами культурного, социального, личностного порядка.

         Факторы культурного поведения родителей обусловливают различные требования к качеству, направленности и цели образовательных услуг, учитывая свои национальные традиции и принадлежность к этнической группе.

         Факторы социального порядка определяются социальным положением, социальным статусом и родом деятельности родителей.

         Факторы личного порядка включают возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни и тип личности родителей.

         Факторы психологического порядка обуславливают мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение  родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.

Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения –  необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/326657-statja-roditeli-kak-potrebiteli-obrazovatelny

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/326657-statja-roditeli-kak-potrebiteli-obrazovatelny

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Родители заказчики образовательных услуг

            Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором осуществляется купля-продажа образовательных услуг и продуктов основными субъектами данного рынка.

Как на любом рынке, на рынке образовательных услуг имеются «свои»  производители, потребители, посредники.

Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа субъектов:

            – потребители – студенты, слушатели, непосредственно получающие образовательные услуги;

            – родители как покупатели, оплачивающие образовательные услуги и влияющие на выбор образовательного учреждения;

            – работодатели, которые заинтересованы в обновлении кадров организаций и в повышении квалификации сотрудников, осуществляющих оплату обучения своих сотрудников, а также служащие базой для прохождения производственной практики студентами;

            – государство – заказчик и потребитель, заинтересованный в формировании квалифицированной рабочей силы.

В качестве производителей образовательных услуг выступают юридические или физические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности: школы, лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, вузы, различные учебные центры, бизнес-школы, бизнес-центры. Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют на рынке образовательных услуг. Например, репетиторство по-прежнему актуально для учащихся в выпускных классах.

В последние годы активно внедряются на рынок образовательных услуг в качестве производителей коммерческие образовательные центры, прошедшие соответствующую аккредитацию и получившие лицензию на право ведения образовательной деятельности, предлагающие различного рода услуги дополнительного образования (краткосрочные курсы, семинары, индивидуальное консультирование). Устанавливая, как правило, достаточно низкую оплату за обучение, выдавая различные виды документов о прослушивании краткосрочных программ, учебные центры имеют возможность привлечь к себе достаточно большое количество слушателей, для которых невысокая стоимость, небольшой срок обучения и конечный документ – факторы, определяющие выбор.

Вопрос о потребителях образовательных услуг относится к разряду дискуссионных, понимание данного термина не столь просто и однозначно.

Наиболее распространенной является следующая классификация потребителей образовательных услуг: студенты, учащиеся, слушатели, и их родители; работодатели (коммерческие и некоммерческие организации) и государство.

            Представляется, что при таком расширенном понимании потребителей образовательных услуг, игнорируется одна из существенных характеристик этих услуг, а именно: неотделимость предоставления услуг от потребления.

      Например, потребители обучаются не «вообще», а в конкретном вузе. Именно с предоставляющим образовательную услугу вузом потребитель ассоциирует тот результат, который он получает или собирается получить.

Каждый вуз предоставляет уникальную, постоянно изменяющуюся образовательную программу, которую невозможно дублировать: набор дисциплин, уровень преподавания и методического обеспечения, комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий и др.

Образовательная услуга отличается большой вовлеченностью самого потребителя в процесс её получения, что является основой для создания и развития долгосрочных партнерских отношений.

Однако сегодня можно говорить о возможности перехода от обучения в присутствии и под контролем преподавателя к дистанционному обучению, которое предусматривает ответственность самого студента за качество и результат обучения.

             Родителей студентов, на наш взгляд, некорректно рассматривать в качестве потребителей образовательных услуг.

Они представляют собой одну из контактных аудиторий, которая в той или иной степени может воздействовать на рыночное положение вуза и требует эффективной маркетинговой работы с ними, но не как с потребителями, а именно как с группой людей,  на лояльное отношение которых вуз может рассчитывать.

Большинство абитуриентов, согласно нашим данным, в нынешних условиях делают выбор в пользу того или иного вуза, руководствуясь мнением родителей так как:

Во-первых, профессиональные интересы школьника (сама профессия или форма получения образования) могут не соответствовать финансовым возможностям его родителей.

Во-вторых, интересы школьника могут не совпадать не только с представлением родителей о будущем своего ребенка, но и с их пониманием о перспективности выбираемой профессии, что весьма немаловажно, так как возможная смена профессии (при неправильном ее выборе) потребует новых затрат, в том числе и финансовых.

Это приводит к тому, что школьники и их родители, ориентирующиеся на разный подход к выбору профессии. Школьники – прежде всего исходя из своих интересов, родители – исходя из финансовых возможностей и своих представлений о будущем своего ребенка (в частности из своих представлений о будущем рынке труда).

В результате возможных несовпадений интересов детей и родителей. Необходима система привлечения абитуриентов – «профориентация» – однако в условиях платного обучения работа с потребителем образовательных услуг приобретает новые стороны.

Если раньше в учебное заведение можно было привлечь школьника второстепенными условиями (наличие спортивных секций), то сейчас (при существенности платы за обучение) в качестве потребителя образовательных услуг выступает «дуэт будущий студент – его родитель».

Родители рассматривают материальные вложения в образование детей как «вложение в будущее», как долгосрочные инвестиции, которые обеспечивают им и их детям будущее.

«Первое решение об инвестициях в образование принимается в 15 лет, когда подросток может либо пойти в колледж, техникум или училище, получить образование и уже примерно с 17-18 лет начать трудовую деятельность (зарабатывать деньги), либо поступить в вуз и начать зарабатывать с 22 лет».

Таким образом, пока студенты вузов учатся, заработная плата их ровесников, окончивших средние профессиональные учебные заведения, может постоянно расти с увеличением трудового опыта. С другой стороны, выпускники вузов имеют возможность получить более высокооплачиваемую работу.

С нашей точки зрения, именно такая быстрая отдача от инвестиций в образование является причиной конкурентоспособности образовательных услуг среднего профессионального учебного заведения  относительно высшего.

Обострение этой конкуренции, как и конкуренции между самими учреждениями среднего и начального профессионального образования, связано сегодня, главным образом, с демографической ситуацией. 

Являются ли непосредственными потребителями образовательных услуг вуза, работодатели? На наш взгляд, нет, так как они приобретают на данном рынке не образовательные услуги, а рабочую силу, оцениваемую с точки зрения компетенций.

Компетенции – это способности личности или организации применять знания, умения и личностные качества для результативной и успешной профессиональной деятельности, причем способности, наиболее востребованные сегодня и в перспективе [3, с. 3].

К основным профессиональным компетенциям относятся профессиональные знания, умения и навыки, способность к творчеству (в том числе умение принимать неординарные решения), дисциплинированность и ответственность, коммуникабельность и деловая этика.

Работодатель может выступать и в роли корпоративного клиента, когда организация оплачивает обучение своих сотрудников.

Весьма неоднозначна роль государства на рынке образовательных услуг. Оно выступает не только как гарант качества образования, но и как заинтересованная сторона – заказчик и потребитель.

С одной стороны, государство формирует ассортимент образовательных услуг, устанавливает перечни программ обучения, разрабатывает образовательные стандарты для всех уравнивает обучение и проводит государственную аккредитацию учебных заведений, регламентирует условия поступления в вузы, т.е. определяет основные «правила игры».

С другой стороны, государство выступает как потребитель, является объектом маркетинговых усилий со стороны учебных заведений в борьбе за государственный заказ на подготовку специалистов определенной квалификации.

Выделим четыре основных изменения, произошедшие в политике государства относительно развития рынка образовательных услуг.  

1. Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу. Расширяется объем потребительского рынка услуг средней школы: демографический провал частично компенсируется большим сроком пребывания учеников в школе.

В их число теперь входят дети с 6 лет, которые ранее были потребителями услуг дошкольного образования, и те, кто при прежней модели школьного обучения уже в 17 лет становился студентом.

Так государственное регулирование образования перераспределяет целевую аудиторию потребителей услуг.

2. Введение единого государственного экзамена в качестве обязательного во всех образовательных учреждениях, дающих документы о полном среднем образовании.

Его социальный смысл в том, что происходит стандартизация образовательных услуг, у выпускников школ в сельской местности появляется больше возможностей для поступления в вузы, приём в них при системе ЕГЭ будет более объективным.

Хотя тестовый контроль знаний имеет ряд существенных недостатков, он распространён во всём мире.

3. Введение принципов Болонской декларации в России является одним из условий интеграции нашей страны в международное культурное пространство.

По этому международному документу системы образования различных государств должны строиться на общих началах, чтобы обеспечить гражданам свободное трудоустройство в любой точке мира, так как профессиональная подготовка приводится к единым стандартам. Диплом любого вуза, таким образом, становится «свободно конвертируемым».

С точки зрения маркетинга образования двухуровневая система высшей школы имеет несколько эффектов. Во-первых, она оптимизирует затраты на обучение (как личные, так и бюджетные).

Во-вторых, выпускники вузов как «некоммерческий продукт» образовательного учреждения скорее начинают производственную деятельность и пополняют быстро сокращающиеся в нашей стране трудовые ресурсы, что решает проблему старения кадров промышленных предприятий.

Наконец, ограничение количества претендентов в магистратуру, их отбор значимы с точки зрения повышения качества профессиональной подготовки, качества научной деятельности и повышения конкурентоспособности вуза.

4. Формирование университетских комплексов означает интеграцию образовательных учреждений и глобализацию на рынке образовательных услуг [1, с.14-15]. Создание крупных вузов в регионах способствуют региональному развитию. Объединение вузов становится причиной различных изменений.

Во-первых, они перестанут конкурировать между собой, но объединив свои усилия, не столько  конкурируют, сколько сотрудничают с вузами других регионов. Во-вторых, исчезнет проблема подготовки по пересекающимся специальностям.

В-третьих, объединение преподавательского состава, приведет к конкурсному отбору высококвалифицированных кадров. В-четвертых, на рынке исчезнет межвузовская конкуренция, что может привести к повышению стоимости обучения.

В-пятых, повысится качество образования в регионе по специальностям отраслевой направленности вуза, что приведет к привлечению потребителей из других регионов и уменьшению оттока потребителей своего региона.   

И наконец, в роли посредников на рынке образовательных услуг выступают фирмы по оказанию маркетинговых и юридических услуг, рекламные агентства, консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреждения, службы занятости.

Они накапливают, обрабатывают и предоставляют конечным пользователям информацию о рынке образовательных услуг, участвуют в продвижении услуг, формировании каналов сбыта, в финансировании и кредитовании как производителей, так и потребителей образовательных услуг.

Таким образом, рынок образовательных услуг является потребительским, поскольку потребителями являются личности, физические лица.

Такие услуги оказываются и организациям, юридическим лицам  как заказчикам профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.

Но в этом случае организация – это плательщик за образовательную услугу, а её получение происходит в процессе личного взаимодействия обучающегося работника с преподавательским составом вуза.

Литература:

1.  Захарова, И.В. Маркетинг образовательных услуг/ И.В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 172 с.

2. Конина, О.В. Управление маркетинговой деятельностью в системе высшего образования на современном этапе: монография. – Волгоград: ВолгГТУ,  2007. – 192 с.

3.  Олейник, Е.Г. Маркетинговые коммуникации в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных служащих: автореф… канд. экон. наук. – Москва, 2009. –  24с. 

4.  Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография. – Красноярс: Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 267 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/18/1845/

Консультация «Родитель — заказчик, спонсор, партнер?»

Родители заказчики образовательных услуг

марина федорова
Консультация «Родитель — заказчик, спонсор, партнер?»

Консультация на тему:

«Родитель – заказчик, спонсор, партнер

Подготовила:

воспитатель

Федорова М. В.

2016

«Воспитывая детей,

нынешние родители воспитывают

будущую историю нашей страны,

а значит — и историю мира.

Макаренко А. С.

Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата)безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

ЗАКАЗЧИК

Но так же родители имеют и права. В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования.

родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;

Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

– присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителейдолжны базироваться на принципах:

– открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать, как живет и развивается его ребенок;

– сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

– создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

– диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду.

Давайте вспомним, что родители как заказчики образовательных услуг

1.ИМЕЕТ ПРАВО:

1.1. Вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в Учреждении.

1.2. Принимать участие в создании и работе органов самоуправления Учреждения в целях сотрудничества в решении социальных, культурных, образовательных и управленческих задач деятельности Учреждения.

1.3. Знакомиться с содержанием образовательной программы Учреждения, получать по личной просьбе информацию о жизни и деятельности ребёнка, его личностном развитии.

1.4. Выбирать виды дополнительных услуг из перечня Учреждения.

1.5. Заслушивать отчёты заведующего Учреждения и педагогов о работе с детьми на родительских собраниях и педсоветах.

1.6. оказывать добровольную спонсорскую и благотворительную помощь в установленном законом порядке на приобретение оборудования, ремонтные работы, пополнение развивающей среды.

СПОНСОРЫ

Родителям (законным представителям) предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т. д.

Родители (законные представители)могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т. п.

; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

ПАРТНЕР

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Не случайно, ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», т. е.

, родители должны стать нашими социальными партнёрами в этих вопросах.

Переход к новым формам отношений между родителями и педагогами невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой.

Открытость детского сада – это вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи к сотрудничеству.

При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.

Задачи детского сада:

1. Налаживание и установление взаимодействия с семьёй.

2. Формирование открытости дошкольного образовательного учреждения.

3. Организационно-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.

4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного образовательного учреждения.

Для решения этих задач необходимо соблюдать следующие условия:

• доброжелательность и внимание к родителям;

• учёт специфики каждой семьи;

• дифференцированный подход к родителям;

• сотрудничество, а не наставничество;

• серьёзная подготовка к мероприятиям;

• целенаправленность, системность, плановость работы с семьями

Налаживание контактов в ДОУ организуется следующим образом:

Первичные контакты

• посещение педагогом семьи на дому;

• предоставление родителям письменной информации о работе ДОУ;

• беседа с родителями с целью выяснения условий посещения для ребёнка

Дальнейшие контакты

• ежедневный непосредственный контакт;

• неформальные беседы или запланированные встречи с целью обсуждения достигнутых успехов;

• предоставление письменного материала об их детях;

• предложения о посещении врача, психолога или др. специалистов;

• оформление доски объявлений для родителей;

• организация родительских дней с целью показать, как занимается их ребёнок, познакомить с работой ДОУ.

Помощь родителей в ДОУ

• в качестве организаторов и спонсоров;

• в распределении обязанностей при подготовке к мероприятиям, оснащении уголков;

• в боре материалов для детских нужд;

• в организации совместных целевых прогулок, досугах; участие в качестве героев на праздниках

Помощь родителям

• оказание помощи в воспитании, в решении проблем в вопросах по уходу за ребёнком или чуткому к нему отношению;

• накопление информации и практических советов.

Методы изучения семьи:

• анкетирование;

• наблюдение;

• беседы;

• обследование на основе специальных методик.

Формы работы с родителями

Индивидуальные

• индивидуальные консультации;

• беседы (эффективны при целевом характере бесед, внесение элементов дискуссии и проблематизации, по запросам родителей,);

• приглашение отдельных семей для изучения их опыта воспитания;

• памятки

Стимулирующие, групповые

• стенды (акцентировать внимание родителей на них, регламентировать информацию, она должна быть подписана, оформлена эстетично, очень яркую бумагу не использовать):

• папки-передвижки (привлекать родителей к сочинению, рисованию);

• Тематические консультации (соблюдение принципа консультирования с обратной связью)

• работа родительского комитета;

родительские собрания (приглашения на собрание готовят и вручают дети, строить собрание в форме диалога, использовать нетрадиционные формы проведения -круглый стол, собрание -встреча, не давать родителям увести диалог в другую сторону);

• работа семейных клубов, например «Мудрый родитель», «Здоровячёк», «Клуб молодых отцов», «Мамочки» и др.

• проведение «Дней открытых дверей» (презентацию группы желательно проводить с участием родителей и воспитанников);

родительские конференции (инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, а педагоги являются кураторами конференций, в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их, при этом устанавливаются доверительные отношения с педагогами);

• презентация дошкольного учреждения;

• открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (воспитатель в ходе занятия может включить элемент беседы с родителями, стимулируя детей рассказать новое гостю);

• тематические выставки (содержат материал о творчестве детей и родителей, организуются в ближайших клубах, домах культуры);

• фестивали детского творчества;

• библиотека для родителей в дошкольных учреждениях (библиотека создаётся и курируется родителями);

• совместное детско-родительское проектирование;

• газета для родителей;

• общение посредством электронной почты;

• сайт;

• СМИ;

• выступления педагогов и родителей в печатных органах

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.

Для установления контактов с родителямипедагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым.

Очень важно при первых контактах — заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме. Можно сделать презентацию разнообразных мероприятий.

Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы.

С этой целью можно использовать домашние задания, видеоматериалы, знакомить родителей с лучшим опытом семейного воспитания.

Литература:

1. Березина, Т. А. Социальное партнёрство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения/ Т. А. Березина //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С. 24 –33.

2. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL:http://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml

3. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е. В. Рыбак //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С. 16 –22.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / «МЦФЭР Образование» – 2014.

5. Зайцева Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Зайцева // Молодой ученый. — 2015.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-roditel-zakazchik-sponsor-partner.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть