Судебный примиритель

Содержание

Судебный примиритель: кто это такой, требования к должности, обязанности и деятельность

Судебный примиритель

Последнее обновление: 18.02.2021

Решить спорный вопрос можно в стенах суда, при этом не обязательно доводить его до принятия судебного решения.

Законом разрешено прервать процесс на любом этапе, составив мировое соглашение сторон, в чем поможет судебный примиритель.

Также вопрос можно решить на досудебном этапе посредством переговоров, медиации, прибегая к помощи профессионалов. Такой исход спора менее травматичный для его участников и дает возможность сохранить остатки хороших отношений.

Что такое примирительная процедура?

Примирительная процедура – это переговоры в процессе производства между сторонами без привлеченья третьих лиц для достижения единого компромиссного решения. Процедура проводится только посредством помощи представителей сторон, участвующих в процессе. Данный вариант схож с медиацией, при этом имеет некоторое отличие.

Примирительные процедуры бывают нескольких видов, их проведение возможно на любом этапе судебного процесса, даже в апелляции. Участие в переговорах посредством профессионального переговорщика дает участникам судебного спора множество преимуществ.

Примирительная процедура может проводиться на любом этапе спора

Преимущества примирительных процедур

При проведении процедуры медиации или переговоров в гражданском деле участники пользуются следующими плюсами:

  • обычно стороны при заключении мирового соглашения исполняют взятые на себя обязательства с большим рвением, чем решение суда;
  • примирительная процедура обеспечивает экономию на судебных расходах;
  • также переговоры дают возможность закрыть спорный вопрос быстрее чем суд примет решение;
  • стороны могут сохранить деловые, личностные отношения;
  • такое подписание соглашений выгодно для более слабой стороны, которая не имеет полноценной возможности к отстаиванию своих интересов;
  • стороны могут разработать индивидуальный план действий с использованием результатов, выгодных обеим сторонам;
  • любое свое решение и результаты переговоров участники сохраняют в тайне;
  • будет принято оптимальное решение по удовлетворению требований истца;
  • отсутствие судебных инструментов и церемониала располагает людей, вызывает доверие к процессу;
  • спорящие стороны могут самостоятельно выбрать переговорщика, которому доверяют, что недопустимо в отношении судьи.

Виды примирительных процедур

Наиболее распространенными в РФ являются примирительная процедура, переговоры, медиация. Допускается комбинация некоторых из них или их разновидность.

Переговоры

Переговоры проводятся без привлечения третьих лиц, только при поддержке правозащитников, привлеченных к процессу. Это наиболее распространенный и простой способ решения вопроса. Он не требует дополнительных трат, направлен на решение конкретных проблем и не нуждается в специальном разрешении.

Проводят переговоры письменно или устно, но их итогом будет решение относительно дальнейшего поведения сторон и возложения на каждого участника определенных обязательств.

Важно: переговоры можно проводить на любом этапе споров, до или после возбуждения судебного производства. Но чем раньше стороны к ним прибегнут, тем быстрее они достигнут выгодного результата.

В письменной форме переговоры проводятся в претензионной форме. Она может быть обязательной – на основании закона или нарушенных пунктов договора. Необязательной – по договоренности, без наличия в законе требований к исполнению обязательств.

Важно: если сторона, права которой нарушены, обратится в суд без попытки провести переговоры, орган обязан рассмотреть вопрос, невзирая на возможность его урегулирования мирно.

Медиация

Что такое процесс медиации в суде

Процедура медиации в гражданском деле – это урегулирование судебного вопроса при помощи медиатора. Кто тогда такой медиатор в юриспруденции? Это физическое лицо, действующее на профессиональном или непрофессиональном уровне, для установления контакта между сторонами. Его основная цель – решение спорных моментов без финансовых и моральных потерь.

Данный процесс урегулирован законом, в ФЗ-193 от 2010 года четко прописано, что такое процесс медиации в суде и как ее проводить. Согласно нормам, юрист-медиатор может действовать в рамках гражданского права, для урегулирования предпринимательских, экономических, семейных или трудовых споров.

Важно: если споры иные, использование медиации должно проводиться на основании федеральных законов.

Используется медиация в судах по гражданским и арбитражным делам. Проводится процедура по правилам, установленным сторонами, переговорщик должен сохранять тайну полученной информации. Если стороны еще в начале сотрудничества заключили договор о применении медиации, но при возникновении проблемы обратились в суд – это не является нарушением нормы.

Решение по медиации имеет форму гражданско-правовой сделки, направленной на существенные изменения в отношениях или полное их прекращение.

Судебное примирение

Судебное примирение – новый вариант мировых переговоров

В ФЗ-197 в числе видов примирительных процедур имеется и судебное примирение. Его вправе проводить только судья в отставке (судья-медиатор). Перечень судебных примирителей будет утверждать Пленум Верховного Суда РФ, учитывая предложения арбитражных судов по своим бывшим судьям, вышедшим в отставку.

Судья-медиатор вправе:

  • вести переговоры с участниками процесса и заинтересованными в нем лицами;
  • изучать документы сторон;
  • знакомиться с материалами судебного дела;
  • совершать прочие действия, направленные на эффективное решение вопроса и достижения выгодных позиций.

Важно: судебный примиритель не вправе выполнять действия, которые бы изменили обязательства, права участников или прекратили бы их действие.

Функции и роль судебного медиатора

Медиатор призван для решения конфликта до принятия судом решения и на позитивной ноте. Переговорщик высокого уровня профессионализма способен сделать чудеса – он поможет рьяным врагам начать общаться, выработать эффективный план решения спора и в итоге пожать друг другу руки.

Изучая вопрос о процедуре медиации в гражданском процессе и решая, что это, субъект должен понять, что чудес не бывает. Достижение такого блистательного итога не что иное, как использование специальных техник, основанных на психологии человека. Поэтому данному мастерству специально обучают.

Специальные компании и центры, имеющие в штате медиаторов, при поступлении заказа на услуги определяют категорию спора и подбирают специалиста, обладающего предельным опытом в его решении.

Роль юриста-медиатора – помочь оппонентам понять друг друга, найти компромисс

Требования к судебному медиатору

Определяя, что такое процесс медиации в гражданском процессе и какая роль медиатора, пользователь должен знать, каким требованиям специалист отвечает.

Совершая деятельность на непрофессиональном уровне, специалист должен быть:

  • совершеннолетним;
  • дееспособным;
  • без судимости.

Если медиатор специально обученный профессионал, тогда:

  • он должен быть в возрасте от 25 лет;
  • иметь высшее образование;
  • дополнительное узконаправленное образование.

Важно: имея такую профессию, специалист получает свободный график, достойную оплату труда и полезные знакомства.

Требования к медиатору

Порядок и правила медиации

После получения определения, что такое и кто участники процедуры медиации в гражданском процессе, субъекты по обоюдному решению приступают к поиску медиатора. Они могут найти его самостоятельно или же обратиться за рекомендациями в федеральный орган медиаторов.

Важно: медиатор должен начать действовать только после составления сторонами письменного соглашения об использовании медиации. В теле соглашения кроме существенных пунктов они должны указать порядок процедуры или же дать письменное добро на определение этапов медиатором.

Весь процесс походит по следующей схеме:

  1. Медиатор рассказывает сторонам о своей функции, миссии, знакомится с ними. Указывает на роль каждой стороны в переговорах. Уточняет, имеют ли стороны достаточно свободного времени. Указывает, что в период медиации могут потребоваться к проведению кокусы – переговоры с каждой стороной отдельно.

Важно: переговоры в среднем длятся 2,5 – 3 часа.

  1. На этапе презентации специалист выслушивает позицию каждого участника, детально углубляется в вопрос.
  2. Этап дискуссии – стороны доводят до ведома оппонента свое мнение и свое понимание ситуации, они могут вести себя эмоционально, специалист даст им возможность выплеснуть гнев. В случае ожесточенной перепалки и отсутствия диалога он проводит кокусы.
  3. Далее стороны письменно составляют основные важные вопросы, которые нужно решить, предлагают свое решение проблемы.
  4. Медиатор предлагает увидеть позитив в предложении оппонента, услышать его. Он предлагает протестировать, как будет развиваться ситуация при том или ином решении.
  5. На завершающем этапе подводятся итоги и стороны принимают решение, оценивают работу медиатора и собственную удовлетворенность от достигнутого.

Как проходит медиация

Результаты примирения в арбитражном процессе

Судебная медиация – это разработанный нормативами процесс, он должен проводиться в определенные сроки и достигать заданной цели.

https://www.youtube.com/watch?v=_imnWdyP4j4\u0026list=PLd16MNw33FYzFkp_toct9sUzYBK9FTEuC

В результате участия в медиации стороны получают желаемое, они начинают думать логически, понимать друг друга и совместно выходят из сложной ситуации. Они остаются при этом в хороших отношениях, продолжают партнерство и с пониманием подходят к проблемам контрагента в будущем.

Результат процедуры медиации в гражданском процессе – мирное разрешение спора

Выводы

Как видно, процесс медиации в любом ее виде важен и нужен обществу, он помогает избежать суда, растрат, нервных переживаний. Он дает сброс эмоций и позволяет достигнуть продуктивного компромисса. Но главное проблема останется конфиденциальной, она будет тайной двух сторон.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/mediaciya-v-sude/

Судебные примирители смогут зарабатывать больше судей?

Судебный примиритель

16 апреля Правительство РФ опубликовало Постановление от 14 апреля 2020 г., которым утверждены Правила оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей.

Напомним, изменения, в результате которых в российском гражданском, административном и арбитражном процессе появилась процедура судебного примирения, вступили в силу 25 октября 2019 г. Уже 31 октября Постановлением Пленума ВС РФ № 41 был утвержден Регламент проведения судебного примирения, а 28 января 2020 г. – список судебных примирителей (Постановление № 1).

Как ранее сообщалось, судебным примирителем может быть исключительно судья в отставке, изъявивший желание выступать в таком качестве.

Судебный примиритель вправе проводить переговоры со сторонами и другими участвующими в деле лицами, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда, давать сторонам рекомендации для скорейшего урегулирования спора и сохранения их деловых отношений.

При этом такое лицо не является участником судебного разбирательства и не может совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей участников процесса.

Как указано в ст. 15 Регламента, процедура примирения может быть инициирована сторонами или судом. Она проводится в отдельном помещении здания суда при условии обеспечения проведения совместных, индивидуальных переговоров и создания равных возможностей для урегулирования спора.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка, в том числе с учетом его специализации и региона проживания, и утверждается судом.

Выступать в качестве судебного примирителя по делу, рассматриваемому ВС, вправе только судьи Верховного и Высшего Арбитражного судов в отставке.

В российском праве появились новые виды примирительных процедурПринят пакет законов о существенном изменении порядка внесудебного урегулирования споров между сторонами гражданского и административного судопроизводства

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 апреля 2020 г.

оплата труда судебных примирителей осуществляется в виде вознаграждения в размере одной второй части должностного оклада судьи, рассматривающего дело, пропорционально числу дней участия судебного примирителя в процедуре судебного примирения.

Если процедура проводится в местностях с тяжелыми климатическими условиями, сумма вознаграждения определяется с учетом установленных законодательством надбавок и районных коэффициентов.

Примечательно, что время занятости судебного примирителя исчисляется в днях, в которые он фактически осуществлял судебное примирение, вне зависимости от продолжительности работы по урегулированию спора в течение дня.

В случае участия судебного примирителя в течение одного дня в нескольких процедурах судебного примирения вопрос о выплате ему вознаграждения решается судом соответственно – за участие в каждой проведенной процедуре судебного примирения в отдельности.

https://www.youtube.com/watch?v=lV2jH2PEUnQ\u0026list=PLd16MNw33FYzFkp_toct9sUzYBK9FTEuC

Основанием для выплаты вознаграждения является определение судьи, в производстве которого находится данное дело. Определение выносится по результатам рассмотрения составленного в произвольной форме письменного заявления судебного примирителя.

Вознаграждение выплачивает финансовая служба соответствующего суда после завершения процедуры примирения в течение 30 дней со дня получения указанного определения от судьи.

При этом финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение деятельности судов.

Адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин полагает, что можно выделить как минимум три проблемы, возникающие в связи с постановлением правительства.

«Первая – справедливо ли то, что услуги судебного примирителя, действующего в интересах двух или нескольких спорящих лиц, преследующих свои частные интересы, должны финансироваться из федерального бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков? Ведь речь по большей части идет о праве частном, а не публичном», – заметил эксперт.

Вторая обозначенная им проблема – тот факт, что постановление ставит в неравные условия медиаторов и судебных примирителей. «Примирители получают вот такую синекуру за общественный счет, в то время как медиаторов должны финансировать стороны», – пояснил Илья Трайнин.

Кроме того, существует риск, что судьи перед уходом в совещательную комнату для утверждения результата примирения будут спрашивать у сторон, не согласны ли те компенсировать расходы на примирителя, и при их согласии взыщут соответствующую сумму в качестве судебных расходов.

Ведь именно так поступают судьи по уголовным делам в отношении расходов на адвокатов по назначению, заметил эксперт.

«На мой взгляд, было бы правильным, чтобы стороны сами оплачивали расходы на примирительные процедуры по утвержденным государством тарифам», – заключил Илья Трайнин.

Пленум ВС утвердил список судебных примирителейИх максимальное количество в одном регионе – пять человек, при этом в Москве всего три судебных примирителя

Адвокат практики разрешения споров и медиации юридической фирмы ART DE LEX Валерия Ивачева заинтересовалась п. 3 Правил оплаты труда судебных примирителей.

В соответствии с ним время занятости судебного примирителя исчисляется в днях, в которые он фактически осуществлял судебное примирение, вне зависимости от продолжительности работы по урегулированию спора в течение дня.

«Из этой формулировки не следует, что во время занятости судебного примирителя будет включена работа по подготовке к процедуре судебного примирения, изучению документов, необходимых для эффективного проведения процедуры.

Представляется, что оплата труда судебного примирителя должна осуществляться не только исходя из дней, когда проводилась процедура судебного примирения, но и с учетом фактической занятости примирителя в рамках осуществления процедуры урегулирования спора», – считает эксперт.

Ведущий юрист АБ «Асташкевич и Партнеры», медиатор, член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова полагает, что постановление правительства выглядит довольно странно.

«Привязка размера вознаграждения судебного примирителя к оплате труда судей в размере 0,5 за трудодень без учета времени, потраченного на работу в целом, делает работу примирителей крайне привлекательной.

Судья за один рабочий день рассматривает десятки дел, а десятиминутная встреча примирителя со сторонами приравнивается к половине рабочего дня судьи», – пояснила свою позицию эксперт.

При этом все еще отсутствует информация об обязательном обучении судей в отставке, нет критерия допуска или недопуска судьи к работе примирителем, добавила Екатерина Смольянникова.

«Складывается впечатление, что специальной подготовки и не предполагается, словно все судьи автоматически владеют необходимыми техниками и понимают, как работают примирительные процедуры.

При таком подходе – в отсутствие дополнительного регулирования и контроля за работой судебных примирителей – данный институт выглядит как предоставляющий судьям в отставке возможность получать дополнительный доход за проведение формальных встреч со сторонами», – подчеркнула юрист.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/sudebnye-primiriteli-smogut-zarabatyvat-bolshe-sudey/

Медиатор в суде РФ – новая должность: функции судебных примирителей

Судебный примиритель

Не так давно в российской судебной системе появилась новая должность – судебный медиатор. Его функция – помощь сторонам в решении спорных вопросов. Таким образом планируется быстрее разрешать спорные ситуации, а также увеличить количество дел, решение по которым будет принято в досудебном порядке.

статьи:

В чем суть работы судебного медиатора?

Что это – принципиально новое изобретение российской юриспруденции, или же следование тенденциям мировой правовой системы? Действительно ли оно будет способствовать более мирному урегулированию спорных вопросов?

Медиатор, или судебный примиритель, как это явствует из названия должности, призван примирять стороны. Нововведение это – не новшество в юриспруденции, так как термин “медиация” известен достаточно хорошо и является одной из альтерных техник урегулирования спорных ситуаций.

Судебный медиатор получит следующие полномочия:

  1. Изучать документы обеих сторон без ограничений. Истец, ответчик, а также сам суд заинтересованы в скорейшем решении спорной ситуации, поэтому судебным примирителям будет предоставлен полный доступ к всем необходимым материалам. Это показания свидетелей, разного рода документация, архивы судебных заседаний, аргументы сторон, зафиксированные в любой форме.
  2. Проведение переговоров во внесудебное время с участниками судебного процесса. Общение должно носить официальный характер и будет предусматривать донесение до сторон фактов и аргументов, которые свидетельствуют в пользу скорейшего прекращения судебного процесса.
  3. Поиск компромиссных вариантов решения спора. Часто стороны в силу отсутствия между ними какой-либо формы общения кроме судебного заседания не могут донести друг другу изменения своих требований. Медиатор в судебном процессе сыграет роль посредника, с помощью которого стороны смогут уступать друг другу официальным образом.

Достижение мирового соглашения – это и есть главная цель судебного медиатора.

Кто может стать судебным примирителем?

Работа судебного примирителя по описанию похожа на работу психолога, но к психологии его деятельность может быть отнесена едва ли. Ведь для успешного консультирования и решения спорных ситуация специалист должен обладать отличными знаниями юриспруденции.

Человек с улицы не сможет стать судебным медиатором. И даже высшего образования в сфере права мало. Как пишут СМИ, самые подходящие претенденты на эту должность – отставные судьи. Они как никто другой имеют опыт решения спорных вопросов, и могут лучше других специалистов содействовать воинствующим сторонам.

Естественно, простых граждан такие нововведения натолкнули на мысли о том, что таким образом судьи просто-напросто решили обеспечить себе приятную, высокооплачиваемую и уникальную занятость после выхода на пенсию.

Но бывшие судьи – не единственные претенденты на роль примирителей. Ими также могут стать другие сотрудники судебной системы. Главное требование – высшее юридическое образование и не менее пяти лет опыта работы.

Теоретически на эту должность смогут претендовать сотни тысяч юристов, трудящихся по всей стране. Практически, пишут СМИ, лишь узкий круг “своих”.
О каких-либо курсах подготовки специалистов, конференциях или семинарах, в которых следует принять участие для получения этой должности, не сообщается.

А как сейчас, без миротворцев?

Судебные примирители, судебные медиаторы, судебные миротворцы – как только не называют служащих данной должности! Кажется, они смогут сделать судебные процессы подобными телевизионным шоу, в которых добрый и мудрый судья за несколько минут выписывает небольшой штраф, и виновная сторона вполне удовлетворенная уходит домой.

Как существует судебная система сейчас, без миротворцев, и какие существуют способы решения спорных вопросов?

  1. Досудебный порядок. Он все же существует, но процедура весьма затруднена, так как  не существует официального порядка общения истца и ответчика. В художественных фильмах огромное количество раз показаны сложности общения между, к примеру, виновником ДТП и жертвой. Излишние эмоции и неадекватное поведение никоим образом не способствуют не то, что досудебному решению вопросов, а вообще какому-либо общению вне стен суда. Введение должности медиатора в судебном процессе явно повысит эффективность досудебного общения и увеличит количество мировых соглашений. Современная система решения споров уже предусматривает досудебное процедуры, но это не мировое соглашение, а обычное соглашение сторон. К нему часто прибегают физические лица, в ход чаще всего идет финансовая компенсация. Очевидно, что такие переговоры будут намного результативнее при наличии официального государственного чиновника.
  2. В порядке судебного процесса. Чаще всего в наше время споры разрешаются все же через суд. Именно для этого и создана эта институция. Любые споры в любой области права в любой стране, будь то США, Россия или любая европейская страна, решаются именно через суд.
  3. Обращение “к старшим”. Лучший способ решения детского спора – не определение того, кто прав, кто нет, а обращение к старшим. У них больше опыта, их решение более корректно. Истец и ответчик зачастую обращаются к вышестоящим инстанциям, которые могут их рассудить.

Зарплата судебного примирителя

Зарплаты судьей и работников судебной системы традиционно считаются неадекватно высокими, сколько же будут получать судебные медиаторы? Законодательство не предусматривает дополнительного финансирования для будущих специалистов этой сферы. Предполагается, что фонд оплаты их труда будет формироваться за счет государственной пошлины, которую оплачивают участники судебного процесса.

 
Будет ли спрос?

Очевидно, что прибегание к услугам судебного примирителя будет добровольным. Статистика утверждает, что такой сервис вряд ли будет пользоваться повсеместной популярностью. Причина такой пессимистической оценке – реальность. В нашей стране уже работают медиаторы-посредники. Но их услуги требуются лишь в одном из нескольких десятков тысяч споров.

Очевидно, что для российской правовой системы подобная медиация – новшество, а стороны если желают договориться, делают это без посредников.

Но есть одна интересная особенность, которая может повлечь за собой повышенный спрос на нововведение. Дело в том, что планируется на государственном уровне утвердить систему финансового поощрения для тех, кто будет прибегать к услугам судебных медиаторов.

На сегодняшний день рассмотрение дела в суде – процедура недешевая, она влечет за собой необходимость уплаты как минимум госпошлины. Плюс – услуги адвоката, существуют также другие, непредвиденные траты. Тем, кто решит прибегнуть к услугам примирителя, вернут более семидесяти процентов средств уплаченных государству в качестве пошлины, если дело находится на этапе рассмотрения.

Если к мирному соглашению стороны придут на стадии рассмотрения апелляции, они смогут вернуть половину стоимости. А если дело затянули и решили остановиться на этапе кассации, тогда к возврату будет полагаться лишь тридцать процентов уплаченной суммы.

Правоведы, однако, считают, что подобная компенсация не будет стимулировать стороны достигать мирного соглашения и пользоваться услугами медиаторов, так как размеры госпошлины невелики, и возврат половины-трети ее сумы не будет играть никакого значения в принятии решения.

В мировой практике медиация широко известна и активно используется еще с древних времен. К примеру, несколько тысячелетий назад судебный примиритель пользовался высоким статусом и считался уважаемым гражданином, его должность приравнивалась к должности вождя и жреца.

В наше время медиация закреплена на законодательном уровне в большинстве развитых стран и, как свидетельствует статистика, приводит к меньшему количеству судебных дел и значительно способствует примирению в процессе рассмотрения.
Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/news/1130-mediator-v-sude-rf.html

Медиаторы & Судебные примирители. Цели одни – а методы разные? Для медиаторов менять стратегию и тактику для признания и развития – вынужденная мера и почему?

Судебный примиритель

Медиаторы & Судебные примирители.

Что нас ждет в профессиональном противостоянии этих двух, вполне новых для нашего сообщества институтов? 

Не претендуя на экслюзивность мнения, попробую проанализировать события настоящего и спрогнозировать сценарий развития событий. Ранее в статье “Популяризация медиации и законы рынка! Признание медиации возможно? Скорее будущее медиации – путь к забвению…

” я выразил мысль о том, что введение института судебных примирителей 9по тексту-СП), исходя из “данных Верховного суда РФ с момента вступления ФЗ-197 в силу (25.10.

2019года) более 1 000 судей в отставке подали заявления о внесении в списки судебных примирителей не говорит, а кричит о многом!”

И вот – свершилось! 28  января Пленум Верховного суда России утвердит первых несколько сотен судебных примирителей.

Ранее был утвержден регламент работы СП, значит поле деятельности и направление – готово и реализуется семимильными шагами! Более того – ФЗ-197 дал пояснения и задачи судебных примирителей. Кажется все понятно. Стороны судебного дела будут при судах примирять – судебные примирители.

И гдавное – СП не надо прикладывать сил к самоутверждению и признанию, на рекламу и пиар-акции. Все как само собой разумеющееся! Не надо ни стратегии ни тактики развития института судебных примирителей. План действий и способ раелизации уже решен Регламентом и идет в соответствии ГПК.

Ну а коллеги-судьи будут направлять! Им тоже выгодно снижение нагрузки рассмотрения дел, а в перспективе… когда то в недалеком будущем тоже стать судебным примирителем.

А принимая во внимание то, что менталитет нащего человека бооьше склонен доверять официальному документу из суда, да с печатью, то можно смело предположить, что обьем работы у СП будет большой.

И вот тут возникает вопрос – а что медиаторы? Как на это реагирует сообщество медиаторов и что, в связи с введением новых обстоятельств бытия (СП) предпринимает или предпримет для укрепления позиций и развития своего интситута?

Если посмотреть по интернет-ресурсам и поприсутствовать на мероприятиях, то пока все можно сравнить с тактикой “партизанщины”.

Потому что не дают того самого ожидаемого эффекта посещения заседаний и встреч в рамкх плановых заседаний разного вида органов, разъяснения о том что такое медиация в рамках полученных грантов… И все.

А истинные участники сфер применения не особо и знают или узнают о медиации, и, соответственно не пользуются.

Будучи разобщенными, без единой стратегии развития и методологии, единых правил и стандартов, они обсуждают могут или не смогут судебные примирители заниматься делами, о которых медиаторы, по виду споров, считают “своими”.

  Где – то там, на “запасном поле” в небытии находится ФГБУ ФИМ (Федеральный институт медиации), который должен быть локомотивом, уверенно несущимся вперед, генерирующим идеи и законодательные инициативы,  укрепляющим медиаторов методиками, усиливая обучением и практикой компетентности медиаторов, помогающим быть конкурентоспособным! Но это вопрос развития и целей самого ФИМа, и только ему известных, так как он профильный институт, вот правда к реальной медиации и потребностям медиатов относится разве что названием…

А что медиаторы?

Они не просто разобщены, но дезориентированы и находятся в непонятном заблуждении.

А в это время, масса “продвинутых” организаторов использует это в своих целях самопиара.

 Вот пытаюсь понять, например, организаторов  аж (!) Международного симпозиума «Подготовка профессиональных медиаторов, переговорщиков, примирителей (российский и зарубежный опыт)», где организаторами выступают Кафедра гражданского права и процесса Воронежского государственного университета и Центр правовых инноваций и примирительных процедур Воронежского государственного университета. Среди заявленных вопросов – “Проблемы подготовки судебных примирителей”. 

Если вдуматься, то во-первых, в чем международность целого симпозиума? Т.е. вуз ранее не отличившийся не то, что подготовкой высококвалифцированных медиаторов и их результатами, запросто международный симпозиум проводит! Хотя ранее даже вкладом развития иститута медиации проведением конференций не отличился. 

Вспоминаю, как в 2019 году в апреле Тульский университет назвал скромно – региональная коференция, провел одну из самых сильных по содеранию конференцию, куда кроме медиаторов съехались судьи со многих регионов, для обсуждения путей развития и проблем.

Познавательно! Практично! СОдержательно! И как бы ни складывалиь мои отношения с теми, кто причастен к организации – отдаю должное содержательной части! Общее во главе перед частным! Вот реальный пример для подражания.

Во-вторых, на обсуждение на симпозиум выносится вопрос КОМПЕТЕНЦИЙ судебных примирителей – судей в отставке! Не подготовив ни одного (извиняюсь если не прав, но не смог найти опровергающую статистику!), видимо не читая закон, в котором четко указано, что судебный примиритель – судья в отставке, но и судья в отставке может быть медиатором при прохождении подготовки, организаторы выносят на обсуждение проблемы подготовки судебных примирителей?

Похоже на пир во время чумы! Хотя… Склоняю голову “в почтении” перед такой постановкой вопроса симпозиума … Видимо так сильно пиар нужен для привлечения участников? Ну что ж, заинтригован и даже поеду послушаю.

Стоит вспомнить, что в 100 км от Воронежа есть город Липецк, чья судебная школа медиации известна всем, кто в теме и Липецкий Областной суд является лидером и образцом применения медиации в суде, и уверен, что как раз их опыт будет трансформирован в успешное развитие института и судебных примирителей. Так свою правильную и стратегию и тактику применения медиации в судебных делах жизнеспособность они (судьи!) доказали, когда многие другие суды даже не знали что это и медиаторов на порог не пускали или смотрели на медиаторов как на инопланетян.

Но возвращаюсь к медиаторам. Что же они? По моему убеждению, будучи в “сладком заблуждении ” жизнеспособности медиации в том виде как она развивается сейчас, не видят Будущего и Потребности завтрашних запросов. Не хватает видимо стратегического видения, живя критериями, покрывшимися налетом пыли времени, недейственных и невостребованных…

Что я имею ввиду под стратегическим видением? Это то, что кардинально изменились возможности контакта с клиентом в связи с введением СП и СРОЧНО надо менять методики и формы привлечения клиентов к медиации (тут меня медиаторы должны начать поправлять-сторон!), но обращаясь за услугой они – клиенты! И толко в процедуре они становятся – сторонами.

https://www.youtube.com/watch?v=FPFWlqBhDO0\u0026list=PLoS-S57fpOF97iPO3adIvi-5B0dJmHIYz

К судебному примирителю стороны дела направит судья, значит вполне логично, что медиаторам требуется стратегия на опережение! На “перехват” медиатором клиента в момент эскалации кнфликта, в момент раздумываний об обращении в суд, в момент оценки перспектив дела и оценки затрат/выгод в итоге судебного развирательства.

Значит необходимо вводить новую тактику узнаваемости и популяризации медиации, которая должна сделать ее привлекательной из-за эффективности, доступности, компетентности медиатора и возможности сделать выбор в полоьзу медиации из-за экспертности! И результатом реализации стратегии “опережения” должен стать отказ клиента от обращения в суд из- за невидимого барьера, но эффективного и выгодного клиенту под – названием медиация! 

А это значит, что главной тактикой реализации стратегии “опережения” медиации должна стать – специализация!

Только компетентность и специализация сделают медиатора экспертом, которого в сфере применения узнают, признают, будут уважать и к нему обращаться, прежде, чем думать о суде!

Это размышление “на скорую ногу”, так как есть еще много объективных и субъективных факторов, требующих исследования и анализа, с соответствующими выводами и рекомендациями реализации, но уж лучше начать с малого, чтоб дойти до большего.

Уверен, что оппонетов у меня будет много, но это не пугает, а наоборот – надеюсь на это, так как только говоря о проблемах вслух можно найти Верное им решение! 

Кто – то скажет, что я противник медиации, если так критикую… Но это размышления мои, как практикующего медиатора – юриста, со знанием фактических запросов от клиентов, и, человека – не равнодушного к будущему вполне эффектвного и полезного для нашего общества институа переговоров, при правильном развитии профессионального сообщества.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/02/01/mediatory__sudebnye_primiriteli_celi_odni_-_a_metody_raznyedlya_mediatorov_menyat_strategiyu_i_takti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.